Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 n 15АП-12617/2009 по делу n А32-37348/2009 По делу о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2010 г. N 15АП-12617/2009
Дело N А32-37348/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 46402);
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 46404);
от УФССП России по Краснодарскому краю, Ковалева Г.И.: представители не явились, извещены надлежащим образом (уведомления N 46406, 46403, 46405, телеграмма от 11.02.2010 г.);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2009 г. по делу N А32-37348/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Южная многоотраслевая корпорация"
к начальнику Краснодарского городского отдела Прикубанского округа УФССП по Краснодарскому краю,
при участии УФССП России по Краснодарскому краю, Ковалева Г.И.,
о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения;
принятое судьей Гречка Е.А.,
установил:
ОАО "Южная многоотраслевая корпорация" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к начальнику Краснодарского городского отдела Прикубанского округа УФССП по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Прикубанского ОСП г. Краснодара, выразившегося в нарушении норм п. 1 ст. 4, п. 17 ст. 30, п. 1 ст. 50 ФЗ "Об исполнительном производстве", п. 1 ст. 12 ФЗ "О судебных приставах", бездействия начальника Прикубанского ОСП г. Краснодара, выразившегося в нарушении норм ч. 2 ст. 10 ФЗ "О судебных приставах", о возложении обязанности на должностных лиц Прикубанского ОСП г. Краснодара устранить выявленные нарушения законодательства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что заинтересованным лицом в порядке главы 24 АПК РФ не представлены доказательства совершения каких-либо предусмотренных законодательством в сфере исполнительного производства действий, направленных на исполнение исполнительного документа, предъявленного к исполнению взыскателем.
Не согласившись с принятым судебным актом УФССП по Краснодарскому краю обжаловало решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования, заявленные к ненадлежащим заинтересованным лицам, что влечет, по мнению заявителя жалобы, безусловную отмену решения. Кроме того, УФССП по КК полагает, что судом не установлено наличие оснований для удовлетворения требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, а также на неправомерность и несостоятельность доводов заявителя жалобы.
Другими лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы в порядке статьи 156 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2007 по делу N А32-28214/2006-50/578 с Ковалева Г.И. в пользу ОАО "Южная многоотраслевая корпорация" взысканы долг в размере 39 432, 97 рубля и расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 952 рубля.
24.04.2007 на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2007 N А-32-28214/2006-50/578 выдан исполнительный лист (л.д. 7).
04.05.2007 заявитель направил исполнительный лист в службу судебных приставов-исполнителей Краснодарского городского отдела Прикубанского округа УФССП по Краснодарскому краю, что подтверждается почтовой квитанцией об отправке и уведомлением о вручении почтового отправления адресату (л.д. 45 - 46).
08.05.2007 на основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства (л.д. 44).
Каких-либо других доказательств совершения судебным приставом-исполнителем предусмотренных законом исполнительных действий в материалах дела не имеется.
Статьей 9 ФЗ от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (действовавшего до 31.01.2008) предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным статьей 8 данного Федерального закона.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 81 и 82 указанного Федерального закона.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
Пунктом 1 статьи 13 вышеназванного Закона установлено, что исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.
Согласно пункту 1 статьи 31 данного Закона стороны при совершении исполнительных действий имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
Статьей 2 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", действующего с 01.02.2008 (далее - Закон об исполнительном производстве), установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Пунктом 8 статьи 30 данного Закона предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (пункт 17 статьи 30 названного Закона об исполнительном производстве).
На основании пункта 1 статьи 50 Закона об исполнительном производстве стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 12 ФЗ от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:
- принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
- предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
- рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
- обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Статьей 13 названного Закона предусмотрено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. В силу правовой позиции, выработанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 января 2001 года N 1-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 ГК Российской Федерации, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права (Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 338-О).
Из материалов дела следует, что общество неоднократно обращалось с запросами о представлении информации о ходе исполнительного производства, просило предоставить возможность ознакомления с материалами исполнительного производства (л.д. 8 - 10), однако службой судебных приставов не предприняты меры по реализации прав взыскателя, предусмотренных законом, доказательства принятия мер, направленных на исполнение исполнительного документа не представлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 1 статьи 197 АПК РФ предусмотрено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 200 АПК РФ в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 n 15АП-12616/2009 по делу n А32-23603/2009 По делу об отмене решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления штрафа за несвоевременную уплату налога на имущество, пени и доначисления указанного налога.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также