Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу n А32-12283/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                           дело № А32-12283/2007-55/307-2008-35/157

08 мая 2009 г.                                                                                      15АП-5804/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ехлаковой С.В.

судей Ванина В.В., Величко М.Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей Ехлаковой С.В.

при участии:

от истца – представитель Вострокнутов А.С. по доверенности № 17-40/77 от 24.11.2008;

от ответчика - директор Подобедов А.В. паспорт 03 99 № 196935 выдан 11.02.2000 код подразделения 232-005;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО Ассоциация переработчиков сои "Ассоя" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2008 по делу № А32-12283/2007-55/307-2008-35/157

по иску Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края

к ответчику - ЗАО Ассоциация переработчиков сои "Ассоя"

о взыскании задолженности в сумме 3847115 руб. 06 коп.

принятое в составе судьи Моргунова С.В.

УСТАНОВИЛ:

Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края (далее - Департамент) с иском к Ассоциации переработчиков сои «Ассоя» (далее - ассоциация) о взыскании 3847115 руб. 06 коп. долга перед бюджетом Краснодарского края по централизованным кредитам за 2006 - 2007 гг.

Решением от 25.01.2008 в иске отказано.

Решение мотивировано тем, что ответчик является заемщиком предоставленных в 1993 - 1994 гг. организациям агропромышленного комплекса централизованных кредитов, по которым задолженность, включая проценты, переоформлена в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъекта - Краснодарского края. В соответствии со статьей 66 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» погашение кредитов для организаций агропромышленного комплекса перенесено на период с 01.01.2005 по 01.12.2010. Приказами департамента № 366 от 22.11.2005 и № 267 от 25.12.2006 задолженность ответчика перед краевым бюджетом снижена со сроками погашения в 2005 году (на 30 %) и в 2006 году (на 30 %). Остальную часть задолженности ответчик обязан погасить в 2008 - 2010 гг. Поскольку срок погашения не наступил, в удовлетворении требований истца отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-2190/2008 от 24.04.2008 решение отменено, дело передано на новое рассмотрение.

В постановлении арбитражного суда кассационной инстанции указано, что согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год» и по условиям письменного обязательства от 19.06.1995, выданного ответчиком Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, погашение задолженности по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 гг. предприятиям агропромышленного комплекса, производится с 01.01.2005 по 01.12.2010 ежегодно равными долями. В приказах Департамента и в актах сверки сторон № 1 от 27.02.2006 и № 2 от 15.01.2007 не предусмотрено изменение сроков уплаты задолженности.  Уменьшение текущей задолженности ответчика не связано с изменением сроков уплаты им оставшегося к погашению долга. Суду предложено рассмотреть возможность применения к отношениям сторон механизма погашения задолженности по централизованным кредитам, установленного статьей 66 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год».

При новом рассмотрении, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил исковые требования до 4580304 рублей, что составляет задолженность по централизованным кредитам со сроком уплаты в 2005 году - 1923557 руб. 80 коп, в 2006 году - 1923557 руб. 80 коп. и в 2007 году - 733188 руб. 40 коп. (т. 2 л.д. 6 - 7).

Решением от 15.07.2008 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 2290152 рубля задолженности. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Решение мотивировано тем, что сумма задолженности, подлежащая уплате в краевой бюджет, с учетом снижения её истцом на 60 %, составляет 4580304 рубля. В соответствии со статьей 66 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» ответчик обязан погашать задолженность ежегодно равными долями в период с 01.01.2005 по 01.12.2010. Таким образом, за 2005 - 2007 гг. уплате в краевой бюджет подлежит сумма в размере 2290152 рубля.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения и нарушение норм процессуального права, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что истцом не представлены доказательства наличия задолженности ответчика в размере, взысканном по решению суда.

Заявитель также указал на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в неуведомлении ответчика о месте и времени рассмотрения дела.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика представил дополнение к апелляционной жалобе, в котором указал, что обжалуемое решение не соответствует Закону Краснодарского края от 18.12.2006 № 1158-КЗ «О краевом бюджете на 2007 год». По утверждению заявителя, согласно пункту 2 раздела 1 приложения № 49 к Закону Краснодарского края «О краевом бюджете на 2007 год» долг Кранснодарского края перед федеральным бюджетом уменьшен на 30 %, что является основанием для списания задолженности, взыскиваемой в рамках настоящего дела.

Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании апелляционной инстанции 28.04.09 объявлялся перерыв до 13 час. 50 мин. 04.05.09. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ассоциация является заемщиком предоставленных в 1993 - 1994 годах организациям и предприятиям агропромышленного комплекса централизованных кредитов, задолженность по которым и начисленным по ним процентам переоформлена в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъекта Российской Федерации (Краснодарского края).

После переоформления задолженности ассоциация выдала департаменту письменное обязательство от 19.06.1995 о безусловной уплате краевому бюджету 11 541 347 тыс. неденоминированных рублей (равными долями в течение шести лет начиная с 1999 года) с возмещением расходов на обслуживание государственного долга в размере 10% годовых (л. д. 16 - 18). Данное обязательство ответчиком не оспорено, является действительным и подлежит исполнению.

По соглашению об уступке права требования от 06.07.1995, заключенному во исполнение Федерального закона от 24.04.1995 "О переоформлении задолженности по централизованным кредитным ресурсам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса", департамент приобрел у коммерческого банка "Кубинбанк" права (требования) к ответчику в отношении задолженности по кредитным договорам от 17.11.1993 N 288, от 18.07.1994 N 72 на сумму 11 541 347 тыс. неденоминированных рублей (л. д. 19).

Статьей 71 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" установлены новые сроки погашения организациями агропромышленного комплекса задолженности федеральному бюджету по переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам - с 01.01.2000 по 01.12.2005.

Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" отменена статья 71 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год"; срок погашения кредитов установлен для заемщиков с 1 января 2005 года до 1 декабря 2010 года (статья 66).

20 декабря 2002 года стороны подписали акт сверки (л. д. 121), в котором подтвердили задолженность ассоциации (по состоянию на 01.01.2003) в размере 11 541 347 деноминированных рублей и согласовали график ее погашения, соответствующий положениям статьи 66 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год". Стороны согласовали, что долг погашается ассоциацией ежегодно равными частями по 1 923 558 рублей.

Во исполнение статьи 64 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" Минфин России и администрация Краснодарского края подписали соглашение от 23.05.2005 N 4/64, в котором предусмотрели, что при выполнении условий соглашения, начиная с 2005 года, министерство вправе ежегодно в течение трех лет уменьшать на 30% сложившуюся по состоянию на 01.01.2005 задолженность края по переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантию края задолженность сельскохозяйственных организаций по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам.

В связи с выполнением субъектом Российской Федерации условий соглашения от 23.05.2005 N 4/64, задолженность Краснодарского края перед федеральным бюджетом уменьшена на 60%.

Приказами департамента от 22.11.2005 N 366 и от 25.12.2006 N 267 (л. д. 46, 47) снижена задолженность ассоциации перед краевым бюджетом по централизованным кредитам на сумму 6 961 043 рубля.

Ссылаясь на то, что ассоциация имеет непогашенную задолженность по централизованным кредитам за 2005 - 2006 годы в размере 3 847 115 рублей 06 копеек (по 1 923 558 рублей за каждый год), департамент обратился в арбитражный суд с настоящим  иском.

При новом рассмотрении дела истец увеличил свои исковые требования до 4 580 304 рублей, заявив также о взыскании долга за 2007г.

Оценивая правомерность заявленных требований и возражений ответчика, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" погашение задолженности перед федеральным бюджетом указанным централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 года предприятиям агропромышленного комплекса, производится с 1 января 2005 года до 1 декабря 2010 года ежегодно равными долями. Обязанность ответчика погашать (равными частями) задолженность по ранее выданным централизованным кредитам предусмотрена и в письменном обязательстве ассоциации от 19.06.1995, выданном департаменту. Соответствующая обязанность закреплена сторонами и в акте сверки от 20.12.2002. Таким образом, установленный нормой закона порядок погашения задолженности по централизованным кредитам был закреплен также в условиях согласованного сторонами заемного обязательства.

Приказами департамента от 22.11.05 N 366 и от 25.12.06 N 267 предусмотрено уменьшение только общей суммы задолженности. В этих приказах отсутствует указание на то, что задолженность сельскохозяйственных организаций по централизованным кредитам снижается путем полного освобождения их от уплаты частей этого долга в 2005 и 2006 годах. Из актов сверок сторон от 27.02.06 N 1 и от 15.01.07 N 2 также не следует, что в связи с уменьшением задолженности ответчика истец изменяет сроки уплаты оставшегося к погашению долга.

В этой связи суд обоснованно указал, что с учетом требований закона и существующего между сторонами заемного обязательства ассоциация обязана ежегодно (равными долями) погашать задолженность по централизованным кредитам (в период с 1 января 2005 года до 1 декабря 2010 года).

Данный вывод сделан судом с учетом указаний кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенных в его постановлении от 24.04.08. которое в силу статьи 289 АПК РФ является обязательным для суда, вновь рассматривающего дело.

В названном постановлении кассационной инстанции суду было предложено обсудить возможность применения к отношениям сторон механизма, закрепленного в статье 66 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", поскольку уменьшение текущей задолженности ответчика не связано с изменением сроков уплаты им оставшегося к погашению долга. Этот подход позволит распределить не требующую оплаты сумму (6 961 043 рубля) на весь установленный законом период погашения ассоциацией задолженности (равными долями) и обеспечит баланс интересов спорящих сторон.

В целях выполнения указаний кассационной инстанции и определения суммы долга, которую ответчик должен погашать ежегодно в период с 01.01.2005 по 01.12.2010, суд первой инстанции исследовал представленные в дело доказательства,  подтверждающие размер неисполненного заемщиком обязательства, и с учетом принятых департаментом решений о списании задолженности ответчика на 60% (что составило 6 961 043 рубля) в связи с таким же уменьшением задолженности Краснодарского края перед федеральным бюджетом, сделал вывод о том, что оставшаяся задолженность в сумме 4 580 304 рубля должна погашаться равными долями (по 763 384 рубля ежегодно) в течение указанного периода рассрочки. Соответственно, за период 2005-2007г.г. задолженность ассоциации составила 2 290 152 рубля.

Оспаривая выводы суда, заявитель жалобы не привел доказательств, опровергающих правильность приведенного судом расчета который отвечал правовой позиции, изложенной в постановлении кассационной инстанции.

Довод ответчика о том, что решение принято без учета норм статьи 29 Закона Краснодарского края от 18.12.2006г №1158 –КЗ «О краевом бюджете на 2007год», в силу которого, по мнению ассоциации, задолженность последней перед краевым бюджетом должна была быть уменьшена в 2007г. на 30% , так как долг Краснодарского края перед федеральным бюджетом уменьшен на 30%, не может быть признан обоснованным апелляционной инстанцией ввиду следующего.

Статьей 29 названного закона предусмотрено, что департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края уменьшает задолженность муниципальных образований Краснодарского края и юридических лиц

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу n А32-10030/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также