Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2012 по делу n А25-1920/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А25-1920/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2012 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.01.2012 по делу № А25-1920/2011 (судья Шишканов Д.Г.), по заявлению индивидуального предпринимателя Мурзаева Р.И. (ОГРНИП 309091715300011, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 19 а, кв. 34) к Межрайонной ИФНС России № 3 по Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск, ул. Первомайская, 45), об оспаривании решения от 10.10.2011 № 911, обязании возвратить переплату и взыскании процентов, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Мурзаев Руслан Инальевич (далее по тексту –заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - инспекция) о признании незаконным решения от 10.10.2011 № 911 об отказе в осуществлении возврата переплаты по единому налогу по упрощенной системе налогообложения и об обязании возместить 77306 руб. налога, а также о взыскании процентов в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ в размере 41820 руб. Впоследствии заявитель уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в части взыскания процентов и в результате просит суд взыскать с инспекции проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса РФ, за период с 01.01.2005 по 01.11.2011 в размере 51520 руб. Решением суда от 20.01.2012 требования предпринимателя удовлетворены в части. Решение инспекции от 10.10.2011 № 911 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога признано незаконным. Суд обязал инспекцию в соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации на основании заявления предпринимателя от 18.07.2011 о возврате суммы налога направить в территориальный орган Федерального казначейства поручения на возврат предпринимателю переплаты по единому налогу по упрощенной системе налогообложения в сумме 77306 руб. по КБК 18210501012010000110. Суд взыскал с инспекции в пользу предпринимателя проценты в порядке пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1328 руб. 69 коп. В остальной части в удовлетворении требований предпринимателя отказано. С инспекции в пользу предпринимателя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. Инспекция обжаловала решение суда в апелляционном порядке, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Как указала инспекция, моментом, когда предприниматель должен был узнать о наличии переплаты, является 16.01.2008. Решение от 10.10.2011 № 911 принято в соответствии с пунктом 7, 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Предприниматель не вправе претендовать на получение процентов за несвоевременный возврат налога по упрощенной системе налогообложения. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц. Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению. Как следует из материалов дела, заявитель с 02.06.2009 зарегистрирован инспекцией в качестве индивидуального предпринимателя. В настоящее время заявитель является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и занимается оказанием транспортных услуг по перевозке грузов автомобильным грузовым неспециализированным транспортом. До момента регистрации 02.06.2009 заявитель в период с 2000 года по 2008 год ранее был трижды зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (первоначально с 05.04.2000 - ГНИ по г. Черкесску (правопредшественником инспекции)), впоследствии дважды другим налоговым органом - Межрайонной ИФНС России № 4 по Карачаево-Черкесской Республике с применением упрощенной системы налогообложения и трижды снимался с учета. По заявлению предпринимателя инспекцией 04.03.2011 была составлена справка № 627 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2011, в которой указана переплата по единому налогу по упрощенной системе налогообложения в сумме 77306 руб. по КБК 18210501012010000110. Из выписки лицевого счета предпринимателя следует, что 19.01.2004 предприниматель платежным поручением № 448 перечислил в бюджет 35990 руб. налога по упрощенной системе налогообложения. С учетом наличия у заявителя задолженности по этому налогу в сумме 27224 руб. переплата на 19.01.2004 составила 8766 руб. 03.02.2004 предприниматель платежным поручением № 448 перечислил в бюджет 68540 руб. налога по упрощенной системе налогообложения. В результате итоговая сумма переплаты составила 77306 руб. (8766 руб. + 68540 руб. = 77306 руб.). 18.07.2011 предприниматель обратился в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по единому налогу по упрощенной системе налогообложения по КБК 18210501012010000110 в сумме 77306 руб. 10.10.2011 инспекция вынесла решение № 911 об отказе в осуществлении возврата налога в связи с тем, что заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты налога в нарушение пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Не согласившись с решением от 10.10.2011 № 911 предприниматель обжаловал его в судебном порядке. Удовлетворяя требования предпринимателя в части, суд указал на следующее. Заявителем избран надлежащий способ защиты права, поскольку в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). При рассмотрения дела заявителем и инспекцией в связи с истечением длительного периода времени и сроков хранения соответствующих документов в суд не представлено платежных поручений, банковских выписок, налоговых деклараций и иных документов в подтверждение причин образования переплаты по единому налогу по упрощенной системе налогообложения в сумме 77306 руб. Инспекция в подтверждение порядка образования переплаты ссылается только на данные лицевого счета налогоплательщика. Лицевой счет налогоплательщика, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Законодательство о налогах и сборах не регламентирует правовой статус карточек лицевых счетов налогоплательщика и не связывает наступление прав и обязанностей налогоплательщика с содержащейся в них информацией. Выписка из лицевого счета налогоплательщика является производным документом и должна подтверждаться первичными документами. Право налогоплательщика на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что должно подтверждаться определенными доказательствами. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. Информация об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащаяся в базе данных налогового органа, недостаточна для вывода о дате образования излишней уплаты налога. Сведения о формировании переплаты, содержащиеся в выписке из лицевого счета налогоплательщика, не могут служить надлежащим и достоверным доказательством, на основании которого возможно сделать вывод о порядке и дате образования спорной суммы переплаты. Суд первой инстанции указал на то, что сведения лицевого счета в данном случае носят противоречивый характер. Инспекция в обоснование отказа в возврате излишне уплаченного налога ссылается на подачу заявления по истечении предусмотренного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ трехлетнего срока со дня уплаты налога. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2006 №11074/05, излишне уплаченной является сумма налога, которая фактически зачислена на счета соответствующего бюджета в размере, превышающем налоговое обязательство. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Указанному праву корреспондирует обязанность налоговой инспекции, предусмотренная подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №17750/10, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока для ее представления в налоговый орган. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). В определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173 -О указано, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях № 12882/08 от 25.02.09 г., № 17372/09 от 13.04.2010 г., вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика. Суд первой инстанции принял во внимание то, что согласно п.3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Аналогичные положения были предусмотрены п.3 ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей на момент предполагаемого возникновения спорной суммы переплаты в 2004 году. Из материалов дела следует, что до выдачи заявителю справки от 04.03.2011 № 627 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2011 совместные сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам ранее между сторонами не проводились. Суд первой инстанции указал на то, что инспекцией в суд не представлены доказательства соблюдения требований пункта 3 статьи 78 НК РФ. При этом суд не учел то, что несообщение инспекцией предпринимателю информации об имеющейся переплате не свидетельствует о том, что налогоплательщик не знал или не должен был знать о переплате. Из положений ст. 52, 54 НК РФ следует, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет налоговую базу и сумму налога по итогам налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При заполнении налоговых деклараций налогоплательщик располагает документами, регистрами бухгалтерского учета, на основании которых исчисляет налоговую базу, суммы налоговых льгот и иные показатели, связанные с налогообложением. Предприниматель должен был исчислять и уплачивать налог по упрощенной системе налогообложения самостоятельно, а также должен был знать о факте излишней уплаты данного налога непосредственно в момент уплаты. Восстановление трехлетнего срока на подачу заявления о возврате, установленного ст. 78 НК РФ, законодательством не предусмотрено, в том числе и вследствие несообщения налоговым Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2012 по делу n А15-1426/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|