Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 по делу n А20-1910/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А20-1910/2011

25 апреля 2012 г.                                                                               

           

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей Семенова М.У. Цигельникова И.А.

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по КБР, п. Кашхатау на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 декабря 2011 года  по делу № А20-1910/2011

по заявлению открытого акционерного общества «Племенной завод им. С.Аттоева», с. Безенги

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по КБР, п. Кашхатау

об оспаривании действий налогового органа, (судья Л.К. Добагова)

в отсутствии лиц участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Племенной завод им. С. Аттоева», с. Безенги обратилось в Арбитражный суд КБР (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением  о признании незаконными действия налогового органа, выразившиеся в выдаче справки   о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащие данные о задолженности перед бюджетом в сумме 5 879 455,15 рублей, возможность взыскания которой инспекцией утрачена; обязать   инспекцию   устранить допущенные нарушения прав и законных интересов   путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности; признать   Межрайонную Инспекцию ФНС России № 5 по КБР   утратившей возможность взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов в связи с истечением сроков исковой давности.

             Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 декабря 2011 года признаны незаконными действия Межрайонной Инспекции ФНС России № 5 по КБР, п. Кашхатау, выразившиеся в выдаче открытому акционерному обществу «Племенной завод им. С.Аттоева», с. Безенги справки № 4279 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.06.2008 со сведениями об имеющейся задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена, а именно: налог  на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет РФ пеня в сумме 19 796 руб. 40 коп., штраф в сумме 1 600 руб.; налог  на доход физических лиц недоимка в сумме 37 400 руб., пеня в сумме 265 469 руб. 46 коп., штраф в сумме 63 370 руб. 66 коп.; налог  на добавленную стоимость на товары и услуги   в сумме 650 280 руб. 68 коп., пеня в сумме 505 520 руб. 25 коп., штраф  в сумме 19 022 руб. 40 коп.; налог  на добычу общераспространенных полезных ископаемых   в сумме 11 900 руб., пеня в сумме 2 282 руб. 87 коп., штраф в сумме 2 400 руб.; водный налог   в сумме 1 400 руб., пеня в сумме 185 руб. 16 коп., штраф в сумме 200 руб.; платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых недоимка в сумме 3 737 руб. 55 коп., пеня в сумме 5 061 руб. 93 коп., штраф в сумме 1 268 руб. 25 коп.; отчисления на ВМСБ, зачисляемые в бюджет КБР пеня в сумме 17 000 руб., штраф в сумме 1 800 руб. 66 коп.; налог на имущество предприятий пеня в сумме 4 564 руб. 33 коп.; налог на пользователей автомобильных дорог пеня в сумме 64 933 руб. 27 коп., штраф в сумме 11 514 руб. 63 коп.; земельный налог недоимка в сумме 76 530 руб. 78 коп., пеня в сумме 55 832 руб. 81 коп., штраф в сумме 341 руб. 99 коп.; прочие налоги и сборы в бюджет РФ недоимка в сумме 4 373 руб. 56 коп., пеня в сумме 9 056 руб. 87 коп., штраф в сумме 800 руб.; налог с продаж недоимка в сумме 32 970 руб. 90 коп., пеня в сумме 32 861 руб. 88 коп., штраф в сумме 2 590 руб. 80 коп.; прочие налоги и сборы в бюджет КБР недоимка в сумме 591 руб. 07 коп., пеня в сумме 5 222 руб. 03 коп., штраф в сумме 153 руб. 40 коп.; целевые сборы на содержание милиции недоимка в сумме 669 руб. 73 коп., пеня в сумме 2 003 руб. 59 коп.; прочие местные налоги и сборы пеня в сумме 23 227 руб. 73 коп., штраф в сумме 733 руб. 40 коп.; недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ недоимка в сумме 880 010 руб., пеня в сумме 1 538 310 руб. 03 коп., штраф в сумме 27 531 руб. 30 коп.; недоимка, пени и штрафы по взносам в фонд социального страхования РФ недоимка в сумме 143 182 руб. 19 коп., пеня в сумме 142 944 руб.; недоимка, пени и штрафы по взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 3 785 руб. 38 коп., пеня в сумме 19 580 руб. 85 коп., штраф в сумме 231 руб. 75 коп.; недоимка, пени и штрафы по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 77 548 руб. 75 коп., пеня в сумме 290 498 руб. 07 коп., штраф в сумме 2 926 руб. 85 коп.; недоимка, пени и штрафы в государственный фонд занятости населения недоимка в сумме 31 492 руб. 79 коп., пеня в сумме 61 515 руб. 83 коп., штраф в сумме 64 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет РФ недоимка в сумме 160 217 руб. 08 коп., пеня в сумме 386 099 руб. 23 коп., штраф в сумме 3 723 руб. 90 коп.; единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования РФ недоимка в сумме 52 568 руб. 67 коп., пеня в сумме 18 295 руб. 15 коп., штраф в сумме 576 руб. 20 коп.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 96 руб., пеня в сумме 60 руб. 05 коп., штраф в сумме 16 коп.; единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 75 410 руб. 83 коп., пеня в сумме 23 585 руб. 42 коп., штраф в сумме 480 руб. 80 коп.; денежные взыскания (штрафы) за нарушение налогового законодательства штраф в сумме 50 руб.

            Суд обязал Межрайонную Инспекцию ФНС России № 5 по Кабардино-Балкарской Республике, п. Кашхатау устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Племенной завод им. С. Аттоева», с. Безенги путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии задолженности перед   бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена.

            Решение суда мотивировано тем, что общество уточнило требования в порядке статьи 49 АПК РФ; возможность взыскания сумм задолженности утрачена, поэтому действия, выразившиеся в выдаче   справки с указанием такой задолженности, являются незаконными.

            Налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Указывает, что сроки взыскания задолженности не утрачены, так как имела место реструктуризация задолженности; в связи с нарушением условий реструктуризации (несвоевременное погашение задолженности) соглашение о реструктуризации расторгнуто, задолженность восстановлена; производится взыскание задолженности службой судебных приставов в порядке исполнительного производства.

             Лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном  главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 декабря 2011 года  подлежит отмене.

17.06.2011 ОАО «Племенной завод им. С. Аттоева» обратился в налоговую инспекцию с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 01.06.2011 (том 1 л.д. 33).

21.06.2011 обществу выдана справка о состоянии расчетов № 4279 (том 1 л.д. 25-72).

Общество обратилось в налоговую инспекцию с письмом о списании задолженности в сумме 5 879 455,15 рублей в связи с тем, что данная задолженность возникла ранее 01.06.2008 и по состоянию на 01.06.2008 истекли все сроки для ее принудительного взыскания (том 1 л.д. 10-11).

24.06.2011 налоговая инспекция направила обществу письмо, в котором сообщило об отсутствии оснований для списания задолженности, так как в соответствии со статьей 59 НК РФ основанием для списания задолженности является ликвидации организации и принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по налогам, пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (том 1 л.д.34).

Полагая, что его права нарушены, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых действий (бездействия) решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела и подтверждено сторонами, задолженность из общей суммы задолженности 6 318 235,10 рублей, задолженность в сумме 5 879 455,15 рублей образовалась в период с 01. 01.2001 до 01.06.2004.

 В соответствии с   Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ  "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" Комиссией было принято решение № 057 от 01.06.2004 о реструктуризации задолженности   в общей сумме 6 318 235,10 рублей.

Решением комиссии от   25.12.2009 налогоплательщику была восстановлена задолженность вследствие нарушения соглашения о реструктуризации (том 4 л.д.).

Налоговая инспекция восстановила оставшуюся задолженность в сумме 5 879 455,15 рублей, что подтверждено справкой о состоянии расчетов № 07/1-14 от 28.12.2011 (том 1 л.д. 61-63).

На этом основании налоговой инспекцией направлено требование № 40136 об уплате задолженности в сумме 5 457 423, 49 рублей с указанием срока образования задолженности 25.12.2009 и принято решение № 2348 от 29.03.2010 о взыскании задолженности за счет имущества в сумме 5 457 423, 49 рублей (том 2 л.д. 43-48). Также выставлены требования  № 15883, 15880, 15879, 1581, 18179, 18176, 18173, 18174, 18175, 19495, 19496, 19492, 19493, 19494, (том 2 л.д. 54-59,64-65,67,72,84,90,92,94,97, 99,104,106, 108) с указанием срока образования задолженности 25.12.2009 и приняты соответствующие решения о взыскании задолженности за счет имущества.

В отзыве на апелляционную жалобу общество подтверждает факт отмены реструктуризации и восстановления задолженности.

В соответствии со статьей   105 Бюджетного кодекса Российской Федерации под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

В соответствии со статьей  29  Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.

После принятия решения от 25.12.2009 об отмене реструктуризации налоговая инспекция правомерно указала дату срока наступления обязанности по погашению задолженности  25.12.2009, выставила требования и приняла решения о взыскании задолженности за счет имущества, что соответствует положениям статьи  29  Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"

Как поясняет налоговая инспекция, в настоящее время судебным приставом-исполнителем проводится взыскание задолженности, и это обстоятельство не оспаривается обществом.

Решение об отмене реструктуризации, требования и решения налогового органа о взыскании за счет имущества не оспорены, не отменены, их исполнение производится судебным приставом-исполнителем, поэтому оснований для выводов об утрате возможности взыскания задолженности в сумме в сумме 5 879 455,15 рублей не имеется.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны  бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 по делу n А61-1021/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также