Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу n А15-1519/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                    Дело №А15-1519/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий Цигельников И.А., судьи: Афанасьева Л.В., Семенов М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу УФАС по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.02.2012 по делу № А15-1519/2011 (судья Алиев А.А.),

по заявлению ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (ОГРН 1062632029778, г. Пятигорск, ул. Подстанционная, 18)

к УФАС по Республике Дагестан (г. Махачкала, пл. Ленина, 2),

об оспаривании предписания от 05.05.2011,

с участием третьих лиц: ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 а), ОАО «ДЭСК» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73), ФАС России (г. Москва, ул. Садовая Кудринская, 11),

при участии в судебном заседании:

от УФАС по Республике Дагестан – Ганиев Р.Д. (доверенность от 15.02.2012);

от  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» - Гасанова С.Э. (доверенность от 20.01.2012)

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания;

 

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее - ОАО «МРСК СК») обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - Управление) от 20.05.2011 №20­-01/1936.

Определением суда от 12.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено ОАО «Дагэнергосеть».

Определением суда от 18.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (далее - ОАО «ДЭСК»), на стороне заинтересованного лица Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС России).

Решением суда от 10.02.2012 требования общества удовлетворены.

Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Управление указало на необоснованность выводов суда о том, что сделка между ОАО «МРСК Северного Кавказа» и ОАО «Дагэнергосеть» требовала последующего уведомления (а не предварительного согласования) антимонопольного органа; о не исследовании Управлением вопроса о доминирующем положении ОАО «МРСК Северного Кавказа» на рынке услуг по передаче электроэнергии в Республике Дагестан; об отсутствии ограничении конкуренции и неусилении доминирующего положения ОАО «МРСК Северного Кавказа»  в результате заключения договора № 11/2011.

В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласно с доводами управления, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, представителей не направили. Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями главы 7 Федерального закона or 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) ОАО «МРСК Северного Кавказа» в адрес Управления направлено уведомление о заключении договора от 08.02.2011 №11/2011 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «Дагэнергосеть».

Управлением принято решение от 20.05.2011 № 20-01/1935, из которого следует, что уведомление ОАО «МРСК Северного Кавказа» принято к сведению с выдачей предписания от 20.05.2011 № 20-01/1936 об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Не согласившись с выданным предписанием ОАО «МРСК Северного Кавказа» обжаловало его в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Законом № 135-ФЗ устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным Банком Российской Федерации.

Лица, на которых статьями 30 и 31 Закона № 135-ФЗ возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении сделок, иных действий, представляют в антимонопольный орган уведомления об осуществлении таких сделок, иных действий (статья 32 Закона).

В соответствии с пунктом 10 статьи 33 Закона № 135-ФЗ в случае, если предусмотренные статьей 30 Закона сделки, иные действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, заявитель, представивший соответствующее уведомление в антимонопольный орган, или группа лиц, в которую входит заявитель, обязаны осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции, по предписанию антимонопольного органа, выданному в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона.

При этом антимонопольный орган выдает предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе, по обеспечению в установленном законом порядке или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия.

Антимонопольный орган вправе в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ выдавать лицам, направившим уведомления, предписания, направленные на обеспечение конкуренции.

В целях осуществления антимонопольным органом государственного контроля в сфере защиты конкуренции в пункте 2 части 1 статьи 23 установлен перечень обязательных для исполнения предписаний, выдаваемых антимонопольным органом лицам, направившим уведомления.

Данный перечень является закрытым и содержит список действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

Признаки, по которым совокупность физических лиц и (или) юридических лиц признается группой, перечислены в статье 9 Закона № 135-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 9 Закона № 135-ФЗ группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам установленных данной статьей признаков.

Из пункта 1.1 устава ОАО «Дагэнергосеть» следует, что ОАО «Дагэнергосеть» учреждено по решению единственного учредителя ОАО «МРСК Северного Кавказа» (распоряжение ОАО «МРСК Северного Кавказа» от 22.01.2010 № 14р) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

Таким образом, ОАО «МРСК Северного Кавказа» и ОАО «Дагэнергосеть» входят в одну группу лиц,  что не оспаривается сторонами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 28 Закона № 135-ФЗ в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом: приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринима­тельской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Учитывая характер спорного правоотношения и установленные признаки юриди­ческих лиц, осуществление ОАО «МРСК Северного Кавказа» функций единоличного исполнительного органа ОАО «Дагэнергосеть» требовало последующее уведомление в порядке, предусмотренном статьей 32 Закона № 135-ФЗ.

Из материалов дела видно, что ОАО «МРСК Северного Кавказа» письмом от 24.02.2011 № МБ-98 уведомило ФАС России о заключении с лицом, входящим в одну группу, договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «Дагэнергосеть» от 08.02.2011 № 11/2011.

Рассмотрение данного уведомления ФАС России передано в Управление.

По результатам рассмотрения уведомления Управление приняло решение от 20.05.2011 № 20-01/1935, в котором указано, что уведомление принято к сведению с выдачей предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании решения выдано предписание от 20.05.2011 № 20-01/1936.

Предписанием от 20.05.2011 № 20-01/1936 ОАО «МРСК Северного Кавказа» и иным лицам, входя­щим в группу лиц ОАО «МРСК Северного Кавказа» предписывается в срок 30 дней со дня получения настоящего предписания принять решение о расторжении договора № 11/2011 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, заключенного 08.02.2011 с ОАО «Дагэнергосеть» в нарушение требований антимонопольного законода­тельства, о чем уведомить в срок не позднее 10 дней после совершения указанного действия.

Из указанного предписания Управления усматрвиается, что основанием для его выдачи послужили следующие обстоятельства:

-    ранее Управление рассмотрело уведомление ОАО «Дагэнергосеть» о заключении договора аренды основных производственных средств и нематериальных активов ОАО «МРСК Северного Кавказа» и приняло уведомление к сведению с выдачей предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции,

-    ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице его филиала «Дагэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии с долей на рынке более 65 % в границах Республики Дагестан.

При таких обстоятельствах Управление указало на то, что после совершения указанной сделки у ОАО «Дагэнергосеть» возникает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в Республике Дагестан, что приводит к ограничению конкуренции. ОАО «МРСК Северного Кавказа», заключив договор № 11/2011, приобретает права, позволяющие осуществлять функции и полномочия единоличного исполнитель­ного органа ОАО «Дагэнергосеть», в результате чего ОАО «МРСК Северного Кавказа» усиливает свое доминирующее положение на рынке электрической энергии Республики Дагестан и ограничивает конкуренцию на данном рынке. Также, ссылаясь на п. 10.1 договора № 11/2011 Управление указало на то, что до заключения договора заинтересованным лицам необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа на указанную сделку.

Суд первой инстанции правомерно указал на необоснованность доводов Управления в связи с тем, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 28, статьи 31 Закона № 135-ФЗ, при заключении юридическими лицами, входящими в группу лиц, спорной сделки требовалось последующее уведомление антимонопольного органа, а не получение предварительного согласия.

Наличие соответствующей оговорки в договоре № 10/2011 не изменяет установленного законом требования, поскольку согласно части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Обоснованной является ссылка ОАО «МРСК Северного Кавказа» на то обстоятельство, что передача своих основных производственных средств и нематериальных активов (сетевого имущества) в аренду ОАО «Дагэнергосеть» исключает оказание услуг по передаче электрической энергии на товарном рынке, где ранее соответствующие услуги оказывал ОАО «МРСК Северного Кавказа» в лице его филиала «Дагэнерго».

Поскольку филиал «Дагэнерго» и ранее занимал доминирующее положение (в силу естественной монополии) на рынке услуг по передаче электрической энергии в Республике Дагестан, то в связи с передачей сетевого имущества филиала «Дагэнерго» у ОАО «Дагэнергосеть» соответственно и возникает доминирующее положение.

Вывод Управления о том, что данный факт сам по себе ограничивает конкуренцию необоснован.

Управлением не

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу n А63-9096/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также