Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по делу n А63-9581/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                               Дело №А63-9581/2011

06 июня 2012 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего  Семенова М.У., судей Афанасьевой Л.В., Белова Д.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю (ИНН 2631055559; ОГРН 1022603625263 г. Невинномысск, ул. Гагарина 5 А) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.03.2012 по делу № А63-9581/2011 (судья Костюков Д.Ю.), по заявлению индивидуального предпринимателя Ованесова Евгения Геннадьевича (ИНН 263100641670; ОГРНИП 304264808300083; г. Невинномысск ул. Гагарина 5 А) об оспаривании решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю,

при участии в судебном заседании: индивидуального предпринимателя Ованесова Е.Г. и его представителя Щеренко А.Ю.; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю Мусаева М.С.,

 

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.03.2012 удовлетворено требование индивидуального предпринимателя Ованесова Е.Г. (далее - предприниматель) о признании несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) от 22.07.2011 № 36807 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 1056 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и нарушение норм материального права. По мнению инспекции, судом первой инстанции не принято во внимание, что предпринимателем не ведется учёт деятельности, осуществляемой по операциям, облагаемым НДС, следовательно, установить остатки в количественном выражении на конец и начало налогового периода по каждому виду товара по операциям, облагаемым НДС, невозможно. Из первичных документов, представленных предпринимателем, также не представляется возможным определить, какое имущество (товар) в какой деятельности было использовано, соответственно невозможно определить соответствующие суммы НДС и расходы, относящиеся к соответствующему виду деятельности, т.к. не обеспечено ведение раздельного учета в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении имущества, обязательств и хозяйственных операций.

В отзыве предприниматель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представители участников дела поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.

Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в период с 24.11.2010 по 24.02.2011 инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2010 года (т.4, л.д. 55-57), согласно которой сумма налога к возмещению из бюджета составила 125 201 рубль.

По итогам проверки составлен акт № 27652 от 11.03.2011 (т.3, л.д. 64-67), на который предпринимателем представлены возражения (вх. № 017696 от 21.04.2011) с приложением копий документов (т.3, л.д. 61).

Согласно протоколу рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля № 3 от 21.06.2011 возражения предпринимателя отклонены (т.3, л.д. 25-27).

По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 22.07.2011 № 1056 предпринимателю отказано в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению согласно представленной декларации (т.3, л.д. 15). Основанием для отказа в возмещении НДС послужили выводы инспекции об отсутствии ведения предпринимателем раздельного учета оптовой и розничной торговли и отсутствие подтверждения ряда хозяйственных операций со стороны контрагентов.

Кроме того, решением от 22.07.2011 № 36807 предприниматель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.3, л.д. 16-22). Указанным решением предпринимателю уменьшен предъявляемый к возмещению из бюджета НДС в сумме 125201 рублей, исчислена и предложена к уплате недоимка по налогу в сумме 140798 рублей, а также штрафные санкции согласно пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 400 рублей за непредставление истребованных инспекцией документов.

Законность решений проверялась Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворена частично – решение от 22.07.2011 № 36807 отменено в части назначения штрафных санкций в размере 400 рублей (т.1, л.д. 58-73).

Предприниматель обратился в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов инспекции.

 Согласно пункту 7 статьи 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД), иные виды деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой они уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом (пункт 7 статьи 346.26 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. Таким образом, из абзаца 5 пункта 4 статьи 170 НК РФ следует, что указанная в данном пункте пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).

Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Однако, положения НК РФ не обязывают налогоплательщика закреплять способы ведения раздельного учета облагаемых и не облагаемых налогом операций непосредственно в учетной политике для целей бухгалтерского либо налогового учета. Фактическое ведение раздельного учета таких операций налогоплательщик вправе подтвердить любыми способами, в том числе с помощью первичных документов, регистров бухгалтерского учета, иных самостоятельно разработанных документов для нужд раздельного учета.

Предприниматель в проверяемом периоде осуществлял два вида деятельности, находящихся на разных режимах налогообложения реализацию товара оптом и в розницу.

По операциям по оптовой реализации товаров предприниматель являлся плательщиком НДС, по операциям по розничной торговле применялся специальный режим налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход.

Судом первой инстанции установлено, что представленная предпринимателем книга учета доходов и расходов за 2010 год в ходе проведения проверки в адрес инспекции (по требованию инспекции и при подаче возражений) и непосредственно в суд при рассмотрении дела велась на момент сдачи декларации и проведении камеральной проверки в электронном виде путем раздельного учета затрат по приобретенным товарам и выручки от их реализации по оптовой торговле с выделением НДС и сумм доходов и расходов по товарам, приобретенным и реализованным в розницу (т.3, л.д. 54-60, т.4, л.д. 28-41).

Отраженные предпринимателем в книге учета доходов и расходов (по оптовой деятельности) суммы налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года, уплаченного поставщикам при приобретении товаров в размере 267769,57 рублей и исчисленного покупателям при их реализации в размере 142568,60 рублей, полностью соответствуют данным, отраженным в книге покупок и книге продаж за 3 квартал 2010 года (т., 3, л.д. 88-89) и уточенной декларации налогоплательщика (раздел 3, код строки 080, 120, 130, 220, т. 4, л.д. 57).

В своих возражениях на акт камеральной проверки и в судебном заседании налогоплательщик пояснил, что оптовая торговля им осуществляется со склада, а розничная через магазин. Учет товаров по оптовой и розничной торговле ведется раздельно, что подтверждается книгой учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.

Товары, поступающие на реализацию через розничную торговлю, закупаются и ставятся на учет по товарным чекам и хранятся на розничном складе. Товары, поступающие на реализацию оптом, закупаются на основании накладных и счетов-фактур и хранятся на оптовом складе, что подтверждается работниками инспекции, проводившими осмотр помещений складов.

При проведении проверки инспекцией было установлено, что у предпринимателя имеется два склада. Один используется для осуществления оптовой торговли, другой - розничной. По результатам осмотра составлен протокол (т.4, л.д. 46-48).

Таким образом, изложенные выше обстоятельства, опровергают доводы инспекции о том, что предпринимателем не обеспечен раздельный учёт расходов и доходов.

Судом первой инстанции обоснованно отклонён довод инспекции о невозможности установления остатков по опту и рознице, со ссылкой на возможность фактического установления остатков методом пересчёта. Кроме того, первичные документы по приобретению и реализации товаров, были предоставлены предпринимателем в полном объеме, что не опровергается налоговым органом, претензий относительно полноты отражения представленных первичных документов в книге учета доходов и расходов инспекцией не были заявлены.

При таких обстоятельствах основанием для принятия товара к учету и основанием для получения вычета являются первичные документы, свидетельствующие о совершении хозяйственной операции, а не обстоятельства отражения в книге учета доходов и расходов соответствующих операций.

В подтверждение взаимоотношений с поставщиком ЗАО КПК «Ставропольстройопторг» предпринимателем были представлены: счет-фактура №180729 от 30.09.2010 на сумму 57516 рублей, в т.ч. НДС 8773,63 рублей, договор поставки (товара) № А-9026048 от 15.02.2010, товарно-транспортная накладная № 431409 от 30.09.2010, платежное поручение № 152 от 01.10.2010 (т.1, л.д. 98-100, 112, т.2, л.д. 46-51).

Из представленного на запрос суда первой инстанции ЗАО КПК «Ставропольстройопторг» ответа Межрайонной ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю следует, что данный контрагент полностью подтверждает рассматриваемую реализацию товара в адрес предпринимателя по товарно-транспортной накладной № 431409 от 30.09.2010, факт выставления счета-фактуры №180729 от 30.09.2010 на сумму 57516 рублей и получение оплаты по поставке товара в полном объеме.

По сделке с ООО «Боливар» предпринимателем представлены: счет-фактура № 1108 от 30.09.2010 на сумму 525520,90 рублей, в т.ч. НДС - 80164,21 рублей, товарная накладная № 1108 от 30.09.2010, платежные поручения № 172 от 09.11.2010, № 188 от 01.12.2010 (т.1, л.д. 101-111, 113-114).

Согласно ответу Инспекции ФНС России № 13 по г. Москве от 20.12.2010 (вх. № 000600 от 13.01.2011) на запрос Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю № 3093 от 09.12.2010 данная организация состоит на налоговом учете в указанной инспекции с 11.09.2009, последняя отчетность представлена в инспекцию за период 9 месяцев 2010 года. Согласно данным отчетности доход от реализации составил 26410077 рублей. Руководитель по требованию налогового органа не явился, документы, подтверждающие факт реализации товаров не представлены. Направлен запрос в ОВД СОА г. Москвы о розыске лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации. Налоговые проверки у организации не проводились, нарушения законодательства о налогах и сборах и факты применения схем уклонения от налогообложения и (или) неправомерного возмещения НДС не выявлены (т. 2, л.д. 98-99).

Условиями принятия сумм НДС, уплаченных поставщику товара, согласно статьям 169, 171 и 172 Кодекса являются приобретение товаров, принятие их на учет на основании надлежаще оформленных первичных документов и наличие счетов-фактур.

В акте проверки, оспариваемых решениях не указано каких-либо нарушений в оформлении счетов-фактур, полученных от поставщиков ЗАО КПК «Ставропольстройопторг» и ООО «Боливар».

Доказательства совершения предпринимателем и его поставщиками ЗАО КПК «Ставропольстройопторг» и ООО «Боливар», согласованных умышленных действий, лишенных экономического содержания и направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели, создание условий для уменьшения налогообложения, инспекцией не представлены.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает выводы

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по делу n А20-4268/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также