Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2012 по делу n А63-12305/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А63-12305/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ООО «Агентство недвижимости «Лилия» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.02.2012 по делу № А63-12305/2011 (судья Русанова В.Г.), по заявлению ООО «Агентство недвижимости «Лилия» (ОГРН 1102648000916, Ставропольский край, Кочубеевский р-н, с. Кочубеевское, ул. Братская, 97, 9) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ОГРН 1102650001662, г. Ессентуки, ул. Советская, 4), об оспаривании постановления от 24.11.2011 № 08-11/782 при участии в судебном заседании: от ООО "Агентство недвижимости "Лилия": Ишханов И.А. (доверенность от 05.06.2012); от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому Федеральному округу: Богоносцев Н.А. (доверенность от 26.09.2011), Земцев Ф.В. (доверенность от 22.07.2011).
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Лилия» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо - Кавказскому Федеральному округу (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.11.2011 № 08-11/782 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении штрафа в размере 50000 рублей. Решением суда от 10.02.2012 отказано в удовлетворении требований общества. Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество указало на то, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) для отнесения организации к организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, необходимо наличие достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что общество реально осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг. Управление не представило доказательства, подтверждающие вину общества; факты, изложенные в протоколе и постановлении об административном правонарушении. Судом не верно определено, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27 КоАП РФ является длящимся. В отзыве управление не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц. Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Как следует из материалов дела, на основании приказа от 14.10.2011 № 146 управлением была проведена проверка деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Проверкой установлено, что общество относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а соответственно обязано исполнять требования Федерального закона № 115-ФЗ. По результатам проверки были составлены акт проверки от 14.11.2011 № 44 и протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ от 15.11.2011 № 04-24/100. В результате рассмотрения данного протокола и иных материалов административного дела управление вынесло постановление от 24.11.2011 № 08-11/782 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Общество не согласившись с вынесенным постановлением обжаловало его в судебном порядке. Согласно пунктам 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность организаций, за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Субъектами правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и должностные лица этих организаций. Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования указанного закона. К данным организациям, в частности, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Проверкой, проведенной управлением, установлено следующее: согласно пункту 2 устава общества, утвержденного решением единственного участника от 24.06.2010 № 1, одним из видов его деятельности является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом. Также согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.10.2011 № 632728/2011 среди видов деятельности заявлен код 70.31 - деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность организаций прописывать в уставных документах предметы деятельности в соответствии с формулировкой, приведенной в ОКВЭД. Как видно из материалов дела, по состоянию на 01.07.2010 обществом заявлено в регистрирующий орган в качестве вида деятельности - предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества (ОКВЭД 70.31.11) и предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества (ОКВЭД 70.31.12). Таким образом, обществом, при внесении сведений о кодах по ОКВЭД в ЕГРЮЛ заявлено, что одним из видов экономической деятельности является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, что свидетельствует о прямом намерении осуществлять оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. На момент проведения проверки и рассмотрения административного дела, информация о внесении изменений в ЕГРЮЛ о кодах по ОКВЭД от общества не поступала. В материалах административного дела имеется копия правил внутреннего контроля общества утвержденные руководителем организации 19.07.2010. Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Правила внутреннего контроля должны соответствовать действующему законодательству и разрабатываться с учетом рекомендаций Правительства РФ. Учитывая, что правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, они должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться организациями, т.к. инструменты легализации доходов постоянно совершенствуются и в отсутствии постоянно актуализированных правил внутреннего контроля повышается риск проникновения криминальных денег в экономику страны. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р были утверждены рекомендации, определяющие единый подход к разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Следовательно, правила внутреннего контроля должны были быть разработаны организацией в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р, изменениями законодательства, утверждены руководителем и направлены на согласование в Росфинмониторинг. Общество в силу Устава, выписки из ЕГРЮЛ, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованным в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ, т.е. является субъектом сферы применения данного закона, а, следовательно, и субъектом административного правонарушения по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ). В соответствии со статьей 3 Федерального закона 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Таким образом, Федеральным законом № 115-ФЗ прямо установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществить ряд мер, направленных на организацию системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган. Однако осуществлению внутреннего контроля должна предшествовать его организация, включающая в себя разработку и согласование правил внутреннего контроля, назначение специального должностного лица, ответственного за их соблюдение, соответствующего установленным законодательствам квалификационным требованиям, а также принятие иных внутренних организационных мер в установленных целях. Таким образом, к началу фактического осуществления организацией деятельности должны быть созданы все условия для работы по линии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, заключается в нарушении, т.е. неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, а не в осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. У общества отсутствует постановка на учет в управлении согласованных правил внутреннего контроля, не соответствует квалификационным требованиям (Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 715) специальное должностное лицо, ответственное за их соблюдение, в обществе отсутствует порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, критерии выявления и признаки необычных сделок, а также возможность выявления операций Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2012 по делу n А63-3342/2011. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать в части »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|