Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по делу n А22-244/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

  

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                              

31  июля 2012 года                                                                    Дело № А22-244/2012  

                                  

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен  31  июля 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Винокуровой Н.В., судей: Сулейманова З.М.,   Жукова Е.В.,                                                        

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                  Карповой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального Казначейства по Республике Калмыкия    на решение от 10.05.2012 по делу №А22-244/2012 Арбитражного суда Республики Калмыкия, принятое судьей Хазиковой В.Н., 

по иску открытого акционерного общества «Калмгаз» (ОГРН: 1030800746206)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов России,

Министерству финансов России в лице Управления федерального Казначейства Республики Калмыкия (ОГРН: 1020800765094)

третьи лица - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия,

Отдел соцзащиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Октябрьскому району,

Министерство финансов Республики Калмыкия

о взыскании убытков в размере 966023,36 рублей,

при участии в судебном заседании от открытого акционерного общества «Калмгаз» Джекиева В.Н. (доверенность  №17 от 01.01.2012), в отсутствие других представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, 

                                                 

У С Т А Н О В И Л:  

 Открытое акционерное общество «Калмгаз» (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации,  к Министерству финансов России в лице Управления Федерального казначейства Республики Калмыкия (далее - ответчик) о взыскании задолженности, связанной с предоставлением льгот по оплате за  потребленный газ педагогическим работникам Яшалтинского района РК в размере 966023,36 рублей.

Решением от  10.05.2012 суд исковые требования удовлетворил частично, взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца  убытки, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам Октябрьского района Республики Калмыкия, по государственному контракту на финансирование мер социальной поддержки педагогическим работникам от 11.01.2010 № 47, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2010 года, в размере 818663,86 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 18915,64 рублей, всего – 837579,50 рублей, в остальной части иска отказал.

Решение суда первой инстанции мотивировано подтверждением материалами дела требований истца в удовлетворенной части.

Не согласившись с решением  суда первой инстанции, ответчик обратился  с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение  суда первой инстанции отменить.

Ссылается на то, что  финансирование  расходов, связанных с реализацией положения  абзаца 3 пункта 5 статьи 55 закона Российской Федерации №3266-1 осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом понесенные расходы  подлежат возмещению из бюджета Российской Федерации.

Правильность решения  от  10.05.2012 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Изучив доводы апелляционной  жалобы, исследовав материалы дела,  выслушав представителя истца, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из  следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  истец (поставщик), Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (заказчик) и отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития по Октябрьскому району (плательщик) заключили государственный контракт на финансирование мер социальной поддержки педагогическим работникам от 11.01.2010 № 47, по условиям которого плательщик поручил, а поставщик обязался предоставить льготы по поставке природного газа, по фактически произведенным расходам природного газа потребителям, имеющим право на меры социальной поддержки, на основании представленных плательщиком реестров.

Плательщик произвел частичную оплату предоставленного истцом природного газа за указанный период в размере 1158651,81 рублей.  Согласно акту  сверку взаимных расчетов за предоставленное работникам образования газоснабжение в 2010 году между  отдел  соцзащиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Октябрьскому району и истцом  задолженность перед истцом за оказанные услуги по представлению льгот 966023,36 рублей.

Факт предоставления истцом льготы ответчиком не оспаривается.

Объем и стоимость оказанных истцом услуг по предоставлению льготы педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, подтверждается представленными в материалы дела актами о количестве поданного-принятого газа за январь по июль 2010 года включительно, списками педагогических работников, с указанием номеров лицевых счетов, и приложением копий заявлений, паспортов, справок с места работы последних и свидетельств о государственной регистрации права.  

Доказательства финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, в  материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены.

Исходя из смысла статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе № 119-ФЗ от 24.06.1999 «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться за счет средств федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В силу статьи  2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзац 3 пункта 5  статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

Законом Республики Калмыкия от 25.12. 2009  N 161-IV-З "О республиканском бюджете на 2010 год" выделение средств из республиканского бюджета Республики Калмыкия на обеспечение мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающих в сельской местности, предусмотрено в размере 39 583 600 рублей.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25.11.2009 № 437 (далее – постановление Правительства РК от 25.11.2009 № 437), действующим в оспариваемый период, утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений сельской местности, рабочих поселков (поселков городского типа) по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, согласно которому предоставление мер социальной поддержки осуществлялось путем возмещения расходов организациям, оказывающим услуги по оплате жилья, отоплению и освещению, исходя из фактических затрат на эти цели, в пределах средств, определенных сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, а также лимитами бюджетных обязательств.

С 09.08.2010 вышеназванное постановление Правительства РК от 25.11.2009 № 437 утратило законную силу ввиду издания постановления Правительства Республики Калмыкия от 26.07.2010 N 231 "О Порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений сельской местности, рабочих поселков (поселков городского типа)" распространяющего на правоотношения, возникшие с 01.08.2010.

Согласно статьи 71 Конституции Российской Федерации, ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», а также ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту - Закона № 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации (за исключением субвенции из федерального бюджета).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 01.03.2007г. № 129-О-П, порядок предоставления с 1 января 2005 мер социальной поддержки работников сельской местности, на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

При этом в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006  № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В определении от 08.02.2007г. № 322-О-П Конституционный Суд РФ указал, что, обязав в 2003   (статья 5 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ) субъекты Российской Федерации установить и до 01.01.2005 ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, перекрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.

Таким образом, внесение изменений в редакцию пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» в части возложения на субъект Российской Федерации обязанности по установлению размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с указанными в данном пункте Закона мерами социальной поддержки,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по делу n А20-730/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также