Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу n  А61-87/12 . Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

16 августа 2012 года                                                            Дело  №А61-87/12  

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Баканова А.П., Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Гузоевым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.06.2012 по делу №А61-87/12 по заявлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным уклонения от государственной регистрации права собственности и обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул.Ленина, 3 (судья Родионова Г.С.), при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Республике Северная Осетия-Алания – Цидаева В.В. (доверенность №14-34/18 от 03.04.2012), в отсутствие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания, извещенного о времени и месте судебного заседания,

 

 

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее - ТУ Росимущества в РСО-Алания) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным уклонения от государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выразившееся, в том числе, в ненаправлении сообщения об отказе в государственной регистрации, и возложении на регистрирующий орган обязанности осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ленина, 3.

Решением суда от 01.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью совокупности условий, необходимых для признания оспариваемых действий (бездействия) регистрирующего органа незаконными.

В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в РСО-Алания просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела, а также нарушение судом норм материального и процессуального права.

Представитель регистрирующего органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

ТУ Росимущества в РСО-Алания, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителей для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя регистрирующего органа, и проверив законность обжалуемого судебного акта  в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.06.2012 по делу №А61-87/12 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что 13.05.2011 ТУ Росимущества в РСО-Алания обратилось в регистрирующий орган с заявлением от 13.05.2011 №09/073/2011-489 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание - Республиканский русский драматический театр (Литер А, А1, А2, А3, А4, А5, а1), расположенное по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пл. Ленина, 3. В качестве правоустанавливающего документа представлено Постановление Совмина РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» от 30.08.1960 №1327, приложены кадастровый паспорт на указанный объект и выписка из реестра федерального имущества.

Проведение регистрационных действий на основании заявления от 29.06.2011 было приостановлено и 23.09.2011 возобновлено.

ТУ Росимущества в РСО-Алания, ссылаясь на уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации прав на недвижимое имущество ввиду неполучения им свидетельства о государственной регистрации либо сообщения об отказе в государственной регистрации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных ТУ Росимущества в РСО-Алания требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов. Для признания их незаконными требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными    лицами    оспариваемых    актов,    решений,    совершения    действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом факт нарушения оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее -Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в арбитражный суд. При этом под уклонением регистрирующего органа понимается несовершение им в течение определенного законом срока предписываемых действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закон о регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (пункт 3 статьи 13 Закон о регистрации).

Как следует из заявления, требования ТУ Росимущества в РСО-Алания мотивированы несовершением регистрирующим органом действий по государственной регистрации прав на объект недвижимости на основании поданного заявления о возобновлении  государственной регистрации от 23.09.2011.

Судом установлено и подтверждено материалам дела, что 25.05.2011 регистрирующим органом направлен запрос в Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания о представлении сведений о том, является ли нежилое здание Республиканский драматический театр  (Литер А, А1, А2, А3, А4, А5, а1), расположенное по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ленина, 3, объектом культурного наследия. В ответ на запрос Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания сообщил, что указанный объект недвижимости является объектом культурного наследия федерального значения и находится в федеральной собственности, охранное обязательство с ГУК «Академический русский театр им. Е.Б. Вахтангова» не заключено по причине отсутствия у пользователя правоустанавливающих документов.

В силу части 4 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

На основании заявления ТУ Росимущества в РСО-Алания (вх. от 29.06.2011 № 09/108/2011-168) регистрирующий орган 29.06.2011 приостановил государственную регистрацию до 28.09.2011 для представления дополнительных документов и направил в адрес ТУ Росимущества в РСО-Алания уведомление № 09/073/2011-489.

На основании заявления ТУ Росимущества в РСО-Алания (вх. от 23.09.2011 № 09/144/2011-96) 23.09.2011 государственная регистрация возобновлена.

24.09.2011 регистрирующий орган сообщением № 09/073/2011-489 отказал в государственной регистрации права федеральной собственности на спорный объект недвижимости, сославшись на нарушение ТУ Росимущества в РСО-Алания требований пункта 2 статьи 16, статьи 18 Закона о регистрации и отсутствие спорного объекта недвижимости в списке памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, являющегося приложением к Постановлению Совмина РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» от 30.08.1960 № 1327.

По смыслу части 3 статьи 20 Закона о регистрации при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Судом установлено, что сообщение об отказе в государственной регистрации прав  в письменной форме ТУ Росимущества в РСО-Алания не было направлено, что послужило основанием для обращения ТУ Росимущества в РСО-Алания в арбитражный суд. Между тем, в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции регистрирующий орган вручил ТУ Росимущества в РСО-Алания сообщение об отказе в государственной регистрации прав, в связи с чем на момент рассмотрения спора по существу предмет спора в части требований о признании незаконным уклонения от государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выразившегося, в том числе, в ненаправлении сообщения об отказе в государственной регистрации, отсутствовал.

В соответствие с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (часть 1 статьи 18 Закона о регистрации).

Согласно абзацу 8 части 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу n А63-4734/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также