Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по делу n А61-488/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А61-488/2012

05 сентября 2012 г.                                                                                        

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2012 г.,

Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2012 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.07.2012 по делу № А61-488/2012

по заявлению Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 7710747640)

к закрытому акционерному обществу «Владимпекс» (ИНН 1507002776) об аннулировании лицензий,

при участии  в судебном заседании:

от Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу: Жарикова А.М. по доверенности от 24.01.12.;

от ЗАО «Владимпекс»: Басанько С.В. по доверенности от 01.08.12.

 

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Северо­Кавказскому федеральному округу (ИНН 7710747640) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением от 11.03.2012г. №У8-1970/05-05 к закрытому акционерному обществу «Владимпекс» (ИНН 1507002776, адрес: 363410, Республика Северная Осетия-Алания, г. Дигора, ул. Абаева) об аннулировании лицензий: Б068617 от 23.09.2008г. на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции, Б068615 от 23.09.2008г. на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков, Б068616 от 23.09.2008г. на производство, хранение и поставки произведенных вин.

Решением суда от 03 июля 2012 года в удовлетворении требований Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 7710747640) к закрытому акционерному обществу «Владимпекс» (ИНН 1507002776, адрес: 363410, Республика Северная Осетия-Алания, г.Дигора, ул. Абаева) об аннулировании лицензий ЗАО «Владимпекс»: Б068617 от 23.09.2008г. на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции, Б068615 от 23.09.2008г. на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков, Б068616 от 23.09.2008г. на производство, хранение и поставки произведенных вин - отказано.

Решение мотивированно тем, что проведение проверки было невозможно по объективным, не зависящим от общества причинам; основания для аннулирования лицензий за воспрепятствование проведению проверки отсутствуют.

Не согласившись с принятым решением, Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что общество воспрепятствовало проведению плановой проверки, не предприняло надлежащих мер по предоставлению контролирующему органу сведений о соблюдении требований лицензирования, что является основанием для аннулирования лицензии.

В судебном заседании представитель Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу, Жарикова А.М. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

ЗАО «Владимпекс» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

В судебном заседании представитель ЗАО «Владимпекс», Басанько С.В. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.07.2012 по делу № А61-488/2012 следует отменить.

Из материалов дела усматривается, что Федеральной налоговой службой России ЗАО «Владимпекс» (ИНН 1507002776, адрес места нахождения данной организации -363410, Республика Северная Осетия-Алания, г. Дигора, ул. Абаева, д. 11), были выданы следующие лицензии: Б068617 от 23.09.2008г- на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции, Б068615 от 23.09.2008г. - на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков, Б068616 от 23.09.2008г. - на производство, хранение и поставки произведенных вин. Срок окончания действия лицензий 23.09.2013 года.

08.12.2011г Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2011 год, утвержденным и согласованным с Генеральной Прокуратурой Российской Федерации был издан приказ №39 «О проведении плановой проверки предприятия ЗАО «Владимпекс» ИНН 1507002776».

Правовыми основаниями для проведения проверки послужили: Федеральный закон от 22.11.1995года №171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Федеральный закон от 26.12.2008 г.№294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Срок проведения проверки, согласно данному приказу, определен с 12.12.2011г. по 16.12.2011г. ЗАО «Владимпекс».

07.12.2011г. Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу ЗАО «Владимпекс» было уведомлено телеграммой о предстоящей проверке. Кроме того информация о Сводном плане проверок субъектов предпринимательства на 2011год размещена на официальном сайте Прокуратуры Российской Федерации (том №1 л.д.21-22).

Во исполнение приказа от 08.09.2011 г №39 консультантом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу Логиновой И.Н. осуществлен выезд на предприятие ЗАО «Владимпекс», где были составлены 2 акта: от 12.12.2011г. №У8-10-07/6-7 о непредставлении лицензирующему органу возможности проведения плановой проверки; от 13.12.2011г. №У8-10-07/6-8 о невозможности проведения плановой проверки в организации в связи с отсутствием законного представителя, либо иного уполномоченного лица организации (том №1 л.д. 23-28).

ЗАО «Владимпекс» (ИНН1507002776) нарушен п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, что послужило основанием для принятия Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка решения № 10/03-пр от 23.01.2012 г. о направлении в суд заявления об аннулировании лицензий, выданных ЗАО «Владимпекс»: Б068617 от 23.09.2008г- на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции, Б068615 от 23.09.2008г. - на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков, Б068616 от 23.09.2008г. - на производство, хранение и поставки произведенных вин.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ одним из указанных в данной статье основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную систему и снятие с них показателей.

Согласно статье 1 Федеральный закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В силу части 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

Частью 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

Исходя из части 1 статьи 23 Закона N 171-ФЗ государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление), является структурным подразделением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, которая на основании Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, осуществляет контроль и надзор за юридическими лицами, работающими в области производства, оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Исходя из этого, управление, проверяя закрытое акционерное общество «Владимпекс» (далее - общество) действовало в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 810 от 15.10.2009 г. «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы», полномочия по установлению порядка выдачи лицензий, по приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с 19 октября 2009 года отнесены к компетенции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. До принятия Правительством Постановления № 810 от 15.10.2009г. лицензирование указанного вида деятельности осуществлялось Федеральной налоговой службой России.

Согласно ст.5 Федерального закона №171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями.

В силу части 3 статьи 20 Закона об обороте алкогольной продукции лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, в числе которых указано непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и снятие с них показателей.

Факт нарушения лицензионных требований – воспрепятствование в проведении проверки подтвержден соответствующими актами.

Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества  о невозможности аннулировать лицензии в связи с нарушением управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом не принимается. Согласно пункту 5 статьи 27 вышеуказанного Закона, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 этого Закона, в том числе лицензионного контроля.

Поскольку управлением проводилась проверка по соблюдению лицензионных требований, связанных с производством, оборотом алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, то требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на данную проверку не распространяются.

Помимо этого, действие Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не распространяется на мероприятия по контролю за соблюдением законодательства, связанного с производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции, так как указанная предпринимательская деятельность имеет, в числе прочего, налоговую и финансовую составляющие. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2010г. №1130/10 по делу № А40-85045/09-80-464. Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Доказательства несоответствия сведений,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по делу n А61-273/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также