Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2012 по делу n А20-3635/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А20-3635/2011

17 сентября 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Казаковой Г.В.,

судей: Баканова А.П., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубаловым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по дорожному хозяйству на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.05.2012 по делу № А20-3635/2011                      (судья Кочкарова Н.Ж.)

по иску общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (ОГРН 1060721064436,             ИНН 0721018572, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. 2-й Промышленный проезд, 53)

к Кабардино-Балкарской Республике за счет казны

к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1050700550108, ИНН 0721011672, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кирова, 224),

к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1020700756229, ИНН 0711037858, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Головко, 2 А),

к Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по дорожному хозяйству (ОГРН 1110725002783, ИНН 0725007317 Кабардино-Балкарская Республика,            г. Нальчик, ул. Тургенева, 21),

третье лицо - государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог» Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по дорожному хозяйству (ОГРН 1060721001197, ИНН 0721013895, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Тургенева, 21)

о взыскании 18 520 496 рублей,

без участия представителей сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных                     о времени и месте судебного заседания,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство транспорта), Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее – Минфин КБР), Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по дорожному хозяйству (далее – Комитет, ответчик) о взыскании с казны Кабардино-Балкарской Республики в субсидиарном порядке 15 517 940 руб. долга и 3 002 556 рублей процентов (по уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиям, принятым к рассмотрению суда).

В ходе судебного заседания представитель истца заявил ходатайство о взыскании судебных издержек (т. 1, л.д. 121-122).

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.05.2012 по делу № А20-3635/2011 взыскано с Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино- Балкарской Республики в лице Государственного комитета КБР по дорожному хозяйству в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лидер»                 г. Нальчик  15 517 940 рублей долга, 3 002 556 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами; 30 000 рублей судебных издержек. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов КБР и Министерству транспорта и дорожного хозяйства КБР отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт неисполнения основным должником решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.07.2010 по делу №А20-1756/2010 доказан, в связи с чем взыскание произведено                    с собственника имущества должника в порядке субсидиарной ответственности.

Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением от 23.05.2012, Комитет обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой,                     в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный. Жалоба мотивирована тем, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права                  и нарушены нормы процессуального права, в связи с чем принято незаконное                           и необоснованное решение. По мнению ответчика, взыскание произведено с Комитета, являющегося основным и субсидиарным должником, что противоречит действующим нормам права. Кроме того, надлежащим ответчиком является КБР в лице Минфина КБР, которое осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета КБР, а также представляет интересы КБР в судебных органах по вопросам, отнесенным к компетенции министерства. Ходатайство о взыскании судебных расходов получено Комитетом несвоевременно, в связи с чем им не были подготовлены возражения.

Определением суда от 23.07.2012 апелляционная жалоба принята к производству суда, судебное разбирательство назначено на 10.09.2012.

Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не известили. От Минфина КБР поступил отзыв, в котором просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Другие лица, участвующие в деле, отзывы не представили. От Комитета поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.05.2012 по делу № А20-3635/2011 в апелляционном порядке                               в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Дорожно-эксплуатационное управление №3» обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к государственному учреждению «Управление автомобильных дорог» Министерства транспорта, связи и дорожного хозяйства КБР                 о взыскании 15 517 940 рублей основного долга и 3 002 556 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.12.2007 по 30.04.2010                         (дело №А20-1756/2010).

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.07.2010 по делу № А20-1756/2010 с государственного учреждения «Управление автомобильных дорог» Министерства транспорта, связи и дорожного хозяйства КБР в пользу общества              с ограниченной ответственностью «Дорожно-эксплуатационное управление №3» взыскано 15 517 940 рублей основного долга и 3 002 556 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами (т. 1, л.д. 18-22).

06.12.2010 взыскателю выдан исполнительный лист АС №002674650.

Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.12.2010 по делу №А20-1756/2010 ООО «Лидер» признано процессуальным правопреемником взыскателя по исполнительному листу АС №002674650 от 06.12.2010 по делу                  №А20-1756/2010 (т. 1, л.д. 23-25).

Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.03.2012 по делу №А20-1756/2010 установлено процессуальное правопреемство и произведена замена должника Государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Министерства транспорта и дорожного хозяйства КБР» на Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Государственного комитета КБР по дорожному хозяйству» по исполнительному листу АС №002674650, выданному Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики 06.12.2010 по делу                          №А20-1756/2010 (т. 1, л.д. 128-132).

Этим же определением установлено процессуальное правопреемство и произведена замена должника Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Государственного комитета КБР по дорожному хозяйству» на Государственный комитет КБР по дорожному хозяйству по исполнительному листу АС №002674650, выданному Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики 06.12.2010 по делу №А20-1756/2010.

Учитывая, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.07.2010 по делу №А20-1756/2010 не исполнено основным должником, истец обратился в суд к собственнику имущества должника в порядке субсидиарной ответственности.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования к Комитету, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.

В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации                          в редакции, действовавшего в период возникновения спора по исполнению обязательств, государственное бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно                              к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что собственником имущества должника Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Государственного комитета КБР по дорожному хозяйству» является Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по дорожному хозяйству, на которое Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 10-ПП от 25.01.2012 возложена обязанность по погашению кредиторской задолженности за выполненные работы на объектах дорожного хозяйства в период                 2002-2011 гг. за счет средств республиканского бюджета КБР в сумме 244 301 594 рублей                 в пределах распределения объемов ассигнований в дорожное хозяйство по видам расходов и источникам финансирования на 2012 год (пункт 15 Распределения).

В утвержденном Постановлением Правительства КБР от 25.01.2012 перечне объектов, имеющих на 1 января 2012 года кредиторскую задолженность, в разделе VI под № 1 указана задолженность по решению суда от 16.07.2010 по делу № А20-1756/2010, исполнительный лист от 06.12.2010 АС № 002674650 в  общей сумме 18 520 496 рублей.  

При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общество, не получив удовлетворения требований в порядке исполнения судебного акта от 16.07.2010 по делу № А20-1756/2010 по исполнительному листу от 06.12.2010 АС № 002674650, правомерно обратилось с требованиями о возмещении долга собственником имущества учреждения  Государственному комитету КБР по дорожному хозяйству, несущему субсидиарную ответственность.

В соответствии с пунктами 4.1., 4.8, 4.12. Положения о Государственном комитете КБР по дорожному хозяйству Комитет осуществляет функции главного распорядителя             и получателя средств республиканского бюджета КБР, предусмотренных на содержание Госкомитета и реализацию возложенных на него задач и функций. Комитет планирует, организует и финансирует работы по содержанию, ремонту, реконструкции, строительству и техническому оснащению автодорог и имущества, необходимого для обеспечения их функционирования, за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и иных источников; выполняет функции государственного заказчика по организации и финансированию дорожных работ, выполняемых за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и иных источников (т. 1, л.д. 97-101).

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных                  и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

На основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации             в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, в резолютивной части решения суд должен указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.

Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в частности, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2012 по делу n А15-510/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также