Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу n А61-1876/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Ессентуки                                                                                             

31 октября 2012 года                                                                           Дело № А61-1876/2011

                                              

24 октября 2012 года объявлена резолютивная часть постановления.

31 октября 2012 года постановление изготовлено в полном объеме. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Фриева А.Л.,

судей: Казаковой Г.В., Марченко О.В.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу  Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.08.2012 по делу № А61-1876/2011

по иску ООО «Моздокэнергосбыт»

к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по РСО-Алания и Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания

о взыскании 244 901 руб. 87 коп.

с участием третьих лиц,  не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:  Правительства РСО-Алания, администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания,  ОАО «Севкавказэнерго», Министерства труда и социального развития РСО-Алания,

в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

 

ООО «Моздокэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания о взыскании 244 901 рубля 87 копеек задолженности за поставленную электроэнергию гражданам, проживающим в г.Моздоке и ст. Луковской, отнесенных к категории «многодетные семьи».

Определениями от 02.09.2011 и 23.09.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Северная Осетия - Алания, администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, ОАО «Севкавказэнерго» и Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания.

Решением суда от 02.11.2011 исковые требования удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Минфина России в пользу ООО «Моздокэнергосбыт» взыскано 153 671 рубль 48 копеек, в остальной части исковых требований отказано. Суд исходил из того, что неполученные доходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате электроэнергии, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Размер взыскиваемых убытков суд уменьшил в связи с истечением срока исковой давности по требованию за период с 01.05.2008 по 15.08.2008.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2012 решение суда первой инстанции изменено, сумма неполученных доходов уменьшена на сумму налога на добавленную стоимость.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 25.04.2012, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания. При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования доказательств, подтверждающих предоставление услуг льготным категориям граждан, объем оказанных услуг и количество льготников, являющихся абонентами ООО «Моздокэнергосбыт», проверить, не включены ли льготники, указанные в списке ООО «Моздокэнергосбыт», в список льготников ОАО «Севкавказэнерго».

При новом рассмотрении дела истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер исковых требований на сумму налога на добавленную стоимость, и просил взыскать с ответчиков 207 543руб. 85 коп. убытков, возникших в результате предоставления истцом в период с 01.05.2008 по 31.12.2008 льгот семьям, проживающим в г. Моздоке и ст. Луковской, отнесенных к категории «многодетные семьи» на основании Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержки многодетных семей».

Решением суда Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.08.2012 заявленные требования удовлетворены в части. Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества 207 543  рубля 96 копеек. В иске к Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания отказано.

Не согласившись с данным решением  суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания (далее – министерство) подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что обязанность по финансированию выпадающих доходов организации предоставляющих льготы отдельным категориям граждан населения возложена на Минфин РСО-Алания. Также министерство указало, что социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. По мнению министерства, РСО-Алания как субъект Российской Федерации определила пределы своей финансовой ответственности по предметам совместного ведения, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в связи с чем является ответчиком по данному иску.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но  о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

Как видно из материалов дела, общество в период с 01.05.2008 по 31.12.2008, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предоставляло льготы в виде скидок в размере 30 процентов по оплате потребления электроэнергии многодетным семьям, проживающим в г. Моздоке и ст. Луковской РСО-Алания.

В подтверждение понесенных расходов и их размера общество представило списки имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате потребления электроэнергии многодетным семьям, и пользовавшихся льготами при оплате электрической энергии, по г. Моздоку и ст. Луковской, (с указанием фамилии, имени, отчества льготников, состава их семей, количества потребленной энергии, сумм, подлежащих к возмещению, адресов, реквизитов документов, подтверждающих статус многодетной семьи, размера предоставленной льготы, данными движения начисленных и оплаченных сумм по лицевым счетам абонентов; документами, подтверждающими права на льготы),  расчет задолженности,  связанных с предоставлением льгот многодетным семьям.

Факт предоставления обществом мер поддержки многодетных семей не оспаривается участвующими в деле лицами.

Согласно расчету размер убытков составил 207 543,85 руб.

В связи с  отсутствием возмещения расходов по предоставлению льгот в сумме 207 543,85 руб. и возникших убытков  в результате невозмещения затрат, понесенных при предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431,  общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Подпунктом б п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлены скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией.

Согласно пункту 3 названного Указа Минфину России совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 № ГКПИ2003-139 признан недействующим пункт 2 совместного письма Минфина России и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 № 51 1-2359-18 «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей», которым установлено, что скидки на оплату за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производятся за счет средств местных бюджетов

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно положениям Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий допускается только с одновременной передачей денежных средств, необходимых для их исполнения.

Отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством. Совместное финансирование расходов на указанные цели не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией обязанности по финансированию на субъект Российской Федерации, либо в последующем на муниципальное образование за счет собственных доходов. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Данное положение следует также из Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в котором указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно, или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно Закону РСО-Алания от 02.12.1997 №15-3 установленная обязательным для исполнения субъектами Российской Федерации Указом Президента РФ от 05.05.1999 №431 льгота для многодетных семей, полностью продублирована (как указано в Указе - в размере не ниже 30% от стоимости услуги) и дополнительной льготы на региональном уровне не установлено.

В законах о бюджете Республики Северная Осетия-Алания за 2006, 2007 и 2008 годы денежные средства на возмещение организациям, предоставляющим по льготной цене коммунальные услуги гражданам категории «многодетные семьи» не предусматривались, поскольку бюджеты являлись дефицитными. Федеральным бюджетом денежные средства на указанные цели не предоставлялись, что усматривается из доходной части бюджетов республики на соответствующий год. Указанные в доходах бюджета «Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №861 «Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции» не предусматривают финансирование льгот по категории «многодетные семьи».

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что убытки общества, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные федеральным законодательством, должны возмещаться за счет средств казны

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу n А63-10016/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также