Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2012 по делу n А63-7968/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

г. Ессентуки

06 ноября  2012 г.                                                                                      Дело № А63-7968/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября  2012 года.

Полный текст постановления изготовлен  06  ноября 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Баканова А.П.,

судей Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания Зубаловым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая Нива» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.07.2012 по делу № А63-7968/2011(судья Лукьянченко Т.С.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая Нива», г.

Новоалександровск, ОГРН 1022602820712,

к министерству сельского хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601955970,

третьи лица: министерство финансов Ставропольского края, г. Ставрополь,

Правительство Ставропольского края, г. Ставрополь,

Северо-Кавказский банк ОАО «Сбербанк России», г. Ставрополь,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва,

о признании незаконными действий по не предоставлению субсидий в сумме                       10 054 595,02 рублей, об обязании устранить допущенное нарушение путем предоставления субсидии в сумме 10 054 595,02 рублей

при участии в судебном заседании:

от ООО «Агрофирма «Золотая нива» - Шаталов А.В. по доверенности от 03.09.2012, в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

 

 общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая Нива» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к министерству сельского хозяйства Ставропольского края (далее – министерство) с заявлением о признании незаконными действия министерства сельского хозяйства Ставропольского края по не предоставлению субсидий в сумме 10 054 595,02 рублей, об обязании министерства устранить допущенное нарушение путем предоставления субсидии в сумме 10 054 595,02 рублей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 12.02.2009 № 009000008 за периоды с 21.12.2010 по 20.01.2011 – 2 117 979,44 рублей, с 21.01.2011 по 20.02.2011 – 2 117 979,46 рублей, с 21.02.2011 по 22.03.2011 – 2 049 657,55 рублей, с 23.03.2011 по 20.04.2011 – 1 852 548,79 рублей, с 21.04.2011 по 20.05.2011 – 1 916 429,79 рублей (согласно уточненным исковым требованиям).

Решением от 09.07.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Действия министерства по не предоставлению субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 12.02.2009 № 009000008 за период с 21.12.2010 по 11.01.2011 в сумме 1 503 082,19 рублей признаны незаконными как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», постановлению Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 № 450-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах». Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения путем предоставления обществу невыплаченной части субсидий в сумме 1 503 082,19 рублей по кредитному договору от 12.02.2009 № 009000008 за период с 21.12.2010 по 11.01.2011. В остальной части заявленных обществом требований отказано.

Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.07.2012. По мнению заявителя, судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неверно дана оценка факта заключения дополнительных соглашений по договорам между обществом и Северо-Кавказским банком ОАО «Сбербанк».

В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда от 09.07.2012 без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Сбербанк» указало на отсутствие оснований для отказа в удовлетворении апелляционной жалобы.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена 14.09.2012 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.08.2010 № 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).

Правильность решения  от 09.07.2012 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее,  выслушав представителя  общества, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из  следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,     12.02.2009 общество и АК СБ РФ (ОАО) (далее – Сбербанк) заключили кредитный договор № 009000008 на сумму 500 миллионов рублей для финансирования затрат по строительству овощехранилища в с. Преградное, Красногвардейского района Ставропольского края. Срок погашения кредита сторонами установлен 12.02.2014. Процентная ставка по кредиту на дату заключения договора составила 18 % годовых (пункт 1.1 договора). Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора составляла 13 % годовых.

Сбербанк уведомил общество 12.01.2011 о том, что с этого дня процентная ставка по кредитному договору от 12.02.2009 № 009000008 уменьшена до 13% годовых.

С января по май 2011 года общество обратилось к министерству с заявлениями о выделении субсидий за период с 21.12.2010 по 20.01.2011, с 21.01.2011 по 20.02.2011, с 21.02.2011 по 20.03.2011, с 21.03.2011 по 20.04.2011, с 21.04.2011 по 20.05.2011, представив соответствующие расчеты размера субсидий, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 13 % годовых на дату заключения договора, что составило в общей сумме 24 897 092,46 рублей.

Министерством, 23.06.2011, перечислены денежные средства в качестве субсидий за указанный период платежными поручениями № 14 от 23.06.2011 и № 272 от 23.06.2011 в общей сумме 14 842 497,43 рублей, при этом расчеты размера субсидий производились из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 7,75% годовых на дату уведомления банка.

В связи с неполучением обществом субсидий за указанный период на общую сумму 10 054 595,02 рублей  общество обратилось в суд с иском.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Под субсидиями, согласно статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются межбюджетные трансферы бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающие при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетами субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5 и пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 264-ФЗ).

В силу части 4 статьи 11 Федерального закона № 264-ФЗ условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, виды кредитов (займов), сроки их предоставления, направления использования, суммы кредитов (займов), по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, а также категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Право на получение субсидий было установлено в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 1001 «О предоставлении в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004 - 2009 годах» (действовавшего в 2008 году).

Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2009 № 90 (далее по тексту – Правила), регулируются отношения по распределению и предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам.

Пунктом 2 Правил установлено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам).

Пунктом 4 Правил установлены условия предоставления субсидий бюджету Российской Федерации, одним из которых является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным производителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйств, крестьянским фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых сельскохозяйственными производителями для получения субсидий.

Порядок предоставления субсидий из бюджета Ставропольского края утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 № 450-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», согласно которого определены условия и механизм предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее соответственно - краевой бюджет, кредиты (займы), кредитные организации, субсидии), при этом предоставление субсидий осуществляется на условиях софинансирования с федеральным бюджетом.

Указанный Порядок, принятый в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяет механизм предоставления из бюджета Ставропольского края субсидий сельскохозяйственным производителям.

Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета предусмотрен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90.

Согласно подпункту «в» пункта 5 Правил средства федерального бюджета на возмещение части затрат предоставляются по инвестиционным кредитам (займам), предусмотренным абзацем 5 подпункта «б» пункта 2 Правил - в размере 80 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.

Подпунктом «в» пункта 6 Правил предусмотрено предоставление средств из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение части затрат по инвестиционным кредитам (займам), предусмотренным абзацем 5 подпункта «б» пункта 2 Правил - в размере 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.

Нормами данных Правил

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2012 по делу n А63-9993/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также