Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по делу n А25-925/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                        Дело № А25-925/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий Цигельников И.А., судьи: Афанасьева Л.В., Белов Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.08.2012 по делу                          № А25-925/2012 (судья Калмыкова М.Ю.),

по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900967414, ИНН 0914000719)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721830, ИНН 0901024631),

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике: Койчуева З.М. (доверенность № 28 от 01.06.2012), Тхакохова М.Т. (доверенность № 20 от 02.03.2012);

в отсутствие Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной    службы    по    Карачаево-Черкесской    Республике    (далее - УФАС по КЧР) от 03.05.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 07.08.2012 удовлетворены требования Управления Росреестра.

УФАС по КЧР обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт. УФАС по КЧР указало на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Из отзыва Управления Росреестра  на апелляционную жалобу следует, что оно не согласно с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить – без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители Управления Росреестра поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 №945 «О государственной кадастровой оценке земель» Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло постановление от 30.08.2006 № 150, которым признало необходимым проведение государственной кадастровой оценки земель в Карачаево-Черкесской Республике в течение 2006-2011 гг.

Работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики проведены Северо-Кавказским филиалом ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» на основании государственного контракта от 17.06.2008 №02/260508, заключенного с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (правопредшественником Управления Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике).

Составленный по результатам проведенных работ Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики согласован Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на предмет соответствия «Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 №39.

После согласования результаты кадастровой оценки письмом Росреестра от 17.11.2009 №15-9559-ВК направлены в Управление Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике, которое представило их на утверждение Правительству Карачаево-Черкесской Республики.

Постановлением от 23.12.2009 № 492 Правительство Карачаево-Черкесской Республики утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики. Пунктом 2 данного постановления органам местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики рекомендовано использовать результаты кадастровой оценки земель для целей налогообложения.

Полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков, в УФАС по КЧР обратились с жалобами на чрезмерно высокую кадастровую стоимость земельных участков под промышленными объектами ЗАО АТК «Автомобилист», ООО «Черкесские строительные материалы», ОАО РАПП «Кавказ-Мясо», ОАО «Каскад», ОАО «Черкесский завод РТИ», ОАО «Домостроительный комбинат», ОАО «Строй-Сервис», ООО «Промхим», ОАО «Холодмаш», ООО Фирма «Меркурий», ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз», Шидова М.М., Шидова З.М., ООО СПМК «Элия», ЗАО «Висма», ОАО «Каскад», ООО Фирма «Хаммер», ЗАО «Аквалайн».

В порядке осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства УФАС по КЧР возбуждено дело №23 по факту нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), создана комиссия по рассмотрению этого дела. В качестве ответчиков по возбужденному делу привлечены Правительство Карачаево-Черкесской Республики и Управление Росреестра.

По результатам рассмотрения дела УФАС по КЧР решением от 04.06.2010 признало Управление Росреестра и Правительство Карачаево-Черкесской Республики нарушившими ч.1 ст.15 Закона № 135 - ФЗ, что выразилось в принятии результатов государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов и утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, которые влекут увеличение расходов хозяйствующих субъектов и снижение конкурентоспособности их продукции (работ, услуг) по сравнению с хозяйствующими субъектами близлежащих регионов.

На основании решения от 04.06.2010 УФАС по КЧР выдало предписание от 04.06.2010 №26, согласно которому обязало Правительство Карачаево-Черкесской Республики в срок до 07.07.2010 отменить постановление от 23.12.2009 №492 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики» в отношении указанных в решении хозяйствующих субъектов, а Управлению Росреестра в срок до 15.07.2010 предписало отменить результаты кадастровой оценки земельных участков в отношении указанных в решении от 04.06.2010 хозяйствующих субъектов, а также установить кадастровую стоимость земельных участков для хозяйствующих субъектов, осуществивших рыночную оценку земельных участков, с учетом оценки, выполненной независимыми оценщиками.

Решением Арбитражного суда КЧР от 14.02.2011 по делу №А25-824/2010 по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительными решения УФАС по КЧР от 04.06.2010 и предписания от 04.06.2010 №26, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011, требования Правительства Карачаево-Черкесской Республики удовлетворены; оспариваемые ненормативные правовые акта УФАС по КЧР признаны недействительными в полном объеме.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от

 28.09.2011     по делу №А25-824/2010 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 оставлены без изменения в части признания недействительными решения УФАС по КЧР от 04.06.2010 и предписания от 04.06.2010 в части, вынесенной в адрес Правительства Карачаево-Черкесской Республики. В остальной части судебные акты отменены в связи с тем, что решение и предписание в части, принятой в отношении Управления Росреестра, не нарушают права и законные интересы Правительства Карачаево-Черкесской Республики, а Управление Росреестра не обращалось с самостоятельными требованиями об оспаривании решения и предписания УФАС по КЧР.

В связи с неисполнением заявителем предписания от 04.06.2010 №26 УФАС по КЧР 09.04.2012 составило в отношении Управления Росреестра протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.6 ст.19.5 КоАП РФ.

Постановлением от 03.05.2012 УФАС по КЧР признало Управление Росреестра виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ, и назначило наказание в виде штрафа в размере 500000 рублей.

Полагая, что в его действиях отсутствует состав вмененного в вину правонарушения, Управление Росреестра обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Согласно части 1 статьи 23 Закона №135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесено вынесение хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ( п.п.«ж» п.1).

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона №135-ФЗ неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.

Частью 2.6 статьей 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа.

Обоснованным является указание суда первой инстанции на то, что законность (незаконность) предписания антимонопольного органа от 04.06.2010 №26 в части, вынесенной в адрес Управления Росреестра, не была подтверждена судебными актами по делу №А25-824/2010. Вместе с тем указанный факт суд не может признать основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, состоит в неисполнении в установленный срок законного предписания антимонопольного органа. Возможность оценки законности предписания, за неисполнение которого заявитель привлечен к административной ответственности, не ограничена необходимостью самостоятельного оспаривания именно этого акта.

Таким образом, суд первой инстанции правильно оценил правомерность предписания управления при исследовании обстоятельств события правонарушения, вмененного Управлению Росреестра в вину, в рамках дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено понятие государственной кадастровой оценки земли.

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункт 2).

В соответствии с пунктом 11 Правил разработаны и утверждены приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 №39 Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 №П/0152 утверждены «Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», в которых приведена технологическая схема выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, даны разъяснения по всем этапам работ и методическим подходам, а также указаны основные требования к оформлению отчетных материалов.

Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 №215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и территориальных органов Роснедвижимости -Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

В силу положений Административного регламента проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчётов и полученных результатов.

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по делу n А63-6933/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также