Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2012 по делу n А15-860/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А15-860/2012

26 ноября 2012 г.

 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2012 г.,

Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2012 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05 сентября 2012 года по делу № А15-860/2012,

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Асхабова Асхаба Камиловича

к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Дагестан

о признании незаконным постановления от 28.11.2011 № 01701890019765 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней за счет имущества плательщика страховых взносов и возврате удержанной суммы  (судья Магомедова Ф.И.),

в отсутствии лиц участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Асхабов Асхаб Камилович (далее -заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Дагестан (далее - Учреждение, Пенсионный фонд) о признании незаконным постановления от 28.11.2011 №01701890019765 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней за счет имущества плательщика страховых взносов и возврате удержанной суммы.

Определением по делу от 04.07.2012 г. в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд произвел замену заинтересованного лица Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г. Кизилюрт и в Кизилюртовском районе на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан.

Решением суда от 05 сентября 2012 года постановление Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан от 28.11.2011 №01701890019765 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - Асхабова Асхаба Камиловича в сумме 12 899 руб. 06 коп. признано незаконным

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Асхабова Асхаба Камиловича.

Решение мотивированно тем, что оспариваемое постановление Пенсионного фонда о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - предпринимателя вынесено с нарушением процедуры внесудебного взыскания недоимки и пени, следовательно, его следует считать недействительным.

Нарушение процедуры выражается в отсутствии доказательств своевременного вручения предпринимателю требования об уплате задолженности, кроме того не принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств должника. 

Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что при отсутствии сведений о расчетных счетах должника, нет оснований для принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств. Требование от 04.10.2011 со сроком добровольной уплаты до 25.10.2011 направлено в адрес должника. 

Асхабов Асхаб Камилович представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05 сентября 2012 года по делу № А15-860/2012 следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается, что Асхабов А.К. согласно выписке из ЕГРИП с 20.02.2006 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в МРИ ФНС России № 8 по РД.

Учреждением (в лице своего отделения в г. Кизилюрт и Кизилюртовском районе) предпринимателю Асхабову А.К. предъявлено требование № 01701840081207 от 04.10.2011 которым ему предложено в срок до 25.10.2011 уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 12899 руб. 06 коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10 392,00 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 1 610,76 руб., в том числе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571,56 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 039,20 руб., пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 543,21 руб., пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 232,81 руб., пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 42,67 руб., пени на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 77,61 руб.

В связи с неисполнением главой КФХ Асхабовым А.К. указанного требования в установленный в нем срок в добровольном порядке Пенсионным фондом 28.11.2011 вынесено постановление №01701890019765 о взыскании указанных сумм страховых взносов и пеней за счет его имущества.

Данное постановление было направлено Пенсионным фондом в Кизилюртовский МОСП для исполнения. 19.01.2012 судебным приставом-исполнителем Пайзулаевым С.А. на основании исполнительного документа учреждения возбуждено исполнительное производство №509/12/45/05 о взыскании со страхователя-должника 12899руб. 06 коп. Указанная в постановлении сумма страховых взносов удержана с пенсии Асхабова А.К.

Полагая, что постановление учреждения от 28.11.2011 №01701890019765 не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон о страховых взносах), вступившим в силу с 1 января

2010 года.

Частью 3 статьи 2 Закона о страховых взносах предусмотрено, что для целей настоящего закона под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой

(плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о страховых взносах главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда (на 1 января 2010 года минимальный размер оплаты труда составляет 4 330 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда")), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз (ч. 2 ст. 13 Закона о страховых взносах).

На основании ч. 1 ст. 57 названного Закона в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 данной статьи, применяется тариф страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 20%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размере 2%.

Согласно статье 16 Закона о страховых взносах расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Частью 3 статьи 16 данного Закона определено, что сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В силу ч. 4 ст. 16 Закона о страховых взносах уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 названого Закона плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

  Нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у главы КФХ с даты регистрации КФХ.

помимо исследования оснований возникновения взыскиваемой задолженности, подлежит выяснению вопрос о соблюдении пенсионным фондом процедуры принудительного ее взыскания, иных процедурных вопросов, регулирующих особенности принятия ненормативных актов, предшествующих принятию оспариваемого постановления, а также не истекли ли сроки предъявления постановления к исполнению.

Предметом спора по настоящему делу, в том числе является правомерность принятия учреждением ненормативных правовых актов в рамках процедуры принудительного взыскания недоимки, возникшей в связи с неуплатой предпринимателем подлежащих уплате сумм страховых платежей.

В силу пункта 1 статьи 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Пунктом 2 статьи 18 Закона о страховых взносах установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

На основании части 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно той же норме статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ, при выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форма такого документа утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957 и им является справка о выявлении недоимки у плательщика, составленная по форме 3-ПФР.

Таким образом, в случае выявления недоимки, органом контроля за уплатой страховых взносов составляется справка о выявлении недоимки по форме 3-ПФР, на основании которой в адрес страхователя выставляется требование.

Частью 5 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2012 по делу n А15-681/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также