Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу n А25-594/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                          

30 ноября 2012 года                                                                                           Дело № А25-594/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2012 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение от 09.08.2012 и дополнительное решение от 06.09.2012 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу №А25-594/2012 (судья Боташев А.П.) по заявлению открытого акционерного общества «Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания» (ИНН 0917001661, ОГРН 1050900973177) к Межрайонной ИФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000772, ОГРН 1040900967722), Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000677, ОГРН 1040900966930) об оспаривании ненормативных правовых актов,

третье лицо - открытое акционерное общество "ФГК-РусГидро"

при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества "Карачаево-Черкесская гидрогенерирущая компания": Голуб И.В. (доверенность от 06.02.2012), Галыгин Н.П. (доверенность от 08.09.2011), Жукова М.Н. (доверенность № 57 от 17.04.2012); от открытого акционерного общества "ФГК-РусГидро": Галыгин Н.П. (доверенность № 4323 от 27.01.2012); от Межрайонной ИФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике: Каракетов Х.А. (доверенность № 05-12/03272 от 28.04.2012); от Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике: Каракетов Х.А. (доверенность № 04-1-12/6148 от 15.10.2012),

УСТАНОВИЛ

            решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.08.2012 удовлетворены требования открытого акционерного общества «Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания» (далее – общество, заявитель) к Межрайонной ИФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – управление). Признаны недействительными решение инспекции от 10.01.2012 №66 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению и решение управления от 07.03.2012 №22 по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика как несоответствующих требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс). Взыскано с инспекции и управления в пользу общества по 2 000 рублей государственной пошлины. Дополнительным решением от 06.09.2012 суд обязал инспекцию принять решение о возврате обществу НДС в сумме 10 052 154 рублей за 2 квартал 2011 года и направить соответствующее поручение на возврат суммы НДС за 2 квартал 2011 года в территориальный орган Федерального казначейства. Суд пришел к выводу о том, что общество является инвестором, осуществляющим капитальные вложения по строительству Зеленчукской ГЭС-ГАЭС. Суд также указал на выполнение обществом всех условий, предусмотренных статьями 169, 171 и 172 Кодекса для подтверждения права на предъявление к налоговому вычету 10 052 154 рублей НДС, а поэтому у налоговых органов отсутствовали законные основания для отказа обществу в праве на применение налогового вычета в заявленном размере, возмещении налога из бюджета.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» (далее - ОАО «РусГидро», компания).

В апелляционной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований общества в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие вывода суда фактическим обстоятельствам. В частности, управление считает, что суд не дал оценки доводам управления о взаимозависимости и аффилированности ОАО «РусГидро» и заявителя в контексте Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее - Постановление № 53).

Инспекция в отзыве и дополнениях к отзыву поддерживает доводы управления и считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Общество в отзыве и дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность ее доводов, просит отказать в ее удовлетворении, считая судебное решение законным и обоснованным.

В судебном заседании представители общества, компании, инспекции и управления поддержали изложенные в отзывах, дополнениях к ним, жалобе доводы.

Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество 19.07.2011 представило в инспекцию первичную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2011 года, на основании которой заявлен НДС, подлежащий возмещению из бюджета, в размере 10 052 154 руб.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации, по результатам которой составила акт от 02.11.2011 №20109 и приняла решение от 10.01.2012 №66 об отказе в возмещении НДС в сумме 10 052 154 руб.

Основанием для вынесения данного решения послужил вывод инспекции о неправомерном принятии к вычету НДС, предъявленного обществу подрядными организациями в ходе осуществления строительства Зеленчукской ГЭС-ГАЭС на основании того, что общество не является инвестором данного строительства.

Общество обратилось с жалобой на решение от 10.01.2012 №66 в вышестоящий налоговый орган.

Решением управления от 07.03.2012 №22 апелляционная жалоба общества на решение налоговой инспекции от 10.01.2012 №66 оставлена без удовлетворения.

В порядке статей 197 и 198 АПК РФ общество обжаловало решения налоговой инспекции и управления в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства (пункт 6 статьи 171 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

В подтверждение правомерности применения вычетов по НДС общество представило в налоговую инспекцию счета-фактуры, договоры, заключенные с подрядными организациями, акты выполненных работ, документы, подтверждающие принятие на учет товаров (работ, услуг).

Заинтересованными лицами не оспаривается реальность осуществленных обществом хозяйственных операций, а также достоверность сведений, содержащихся в счетах-фактурах и иных документах, представленных обществом в подтверждение правомерности заявленных вычетов по НДС.

В качестве основания для отказа обществу в возмещении НДС указано на то, что общество не является инвестором при строительстве Зеленчукской ГЭС-ГАЭС.

По мнению заинтересованных лиц, так как счета-фактуры выставляются подрядными организациями и поставщиками товаров (работ, услуг) на имя заказчика-застройщика, который не вправе воспользоваться налоговым вычетом, то заказчик должен составить сводный счет-фактуру и передать его инвестору.

При этом, заинтересованные лица ссылаются на следующие обстоятельства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" утверждены: критерии отнесения субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций; Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Согласно пункту 2 названных Правил контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики осуществляется Минэнерго России.

Приказом Минэнерго России от 24.03.2010 N 114 утверждена форма инвестиционной программы и форма отчета о выполнении инвестиционных программ, субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство.

В соответствии с приказом Минэнерго России от 16.09.2010 N 447 утверждена инвестиционная программа ОАО «РусГидро» на 2011 - 2013 годы, в перечень инвестиционных проектов которого входит и объект - Зеленчукская ГЭС-ГАЭС, с запланированным финансированием в 2011 году в размере 1 606 млн. руб.

15.06.2011 ОАО «РусГидро» направило в Минэнерго России отчет о выполнении инвестиционной программы за 1 -е полугодие 2011 года.

В отчете ОАО «РусГидро» о ходе реализации Зеленчукской ГЭС-ГАЭС за 1 полугодие 2011 года, в графе участники реализации инвестиционного проекта указано, что общество является заказчиком-застройщиком, а ОАО «РусГидро» инвестором.

В соответствии с технической документацией «ТЭО проект Зеленчукской ГЭС -ГАЭС», подготовленной ОАО «Мособлгидропроект», инвестором проекта является ОАО «ГидроОГК» (правопредшественник ОАО «РусГидро»), заказчик проекта - ОАО «Зеленчукская ГЭС», правопреемником которого является также ОАО «РусГидро».

По результатам проведения государственной экспертизы ТЭО проекта Зеленчукской ГЭС-ГАЭС было выдано положительное заключение ФГУ «Главное управление государственной экспертизы» от 07.02.2008. В данном заключении в графе источники финансирования указано - инвестиционные средства ОАО «ГидроОГК».

Согласно бизнес-плану «Зеленчукской ГЭС-ГАЭС», разработанному ЗАО «Югэнергопроект», инициатором проекта является ОАО «РусГидро». Все экономические показатели проекта рассчитаны по методике принятой мировой практикой. Инфляционные процессы в финансовых расчетах учитывались, исходя из единых сценарных условий ОАО «РусГидро» на 2010 - 2035 г.

Приказом ОАО «ГидроОГК» от 29.12.2007 №503 на общество были возложены функции заказчика-застройщика по проектированию и строительству (достройки) Зеленчукской ГЭС-ГАЭС, Верхнекрасногорской ГЭС, Нижнекрасногорской ГЭС.

Суд, исследовав указанные документы, пришел к выводу, что без учета фактически сложившихся финансово-хозяйственных отношений, данные документы не могут являться достаточным основанием для решения вопроса о наличии (отсутствии) у общества статуса инвестора при строительстве Зеленчукской ГЭС-ГАЭС.

Суд согласился с доводами общества о том, что инвестиционная программа ОАО «РусГидро», оформленная как единый, сводный документ, включает в себя все объекты строительства группы компании РусГидро и утверждается для согласования с государственными органами и направления инвестиций в гидроэнергетике Российской Федерации на определенный период. При этом, то обстоятельство, что инвестиционная программа утверждается как программа ОАО «РусГидро» не свидетельствует о невозможности инвестирования проектов со стороны дочерних и зависимых обществ ОАО «РусГидро» в форме капитальных вложений.

В обоснование данного вывода суд и общество ссылались на Приказ Минэнерго России от 28.04.2012 №201, которым утверждена инвестиционная программа ОАО «РусГидро» на 2012-2014 годы, в перечень инвестиционных проектов которого входит и объект Зеленчукской ГЭС-ГАЭС. Также данным приказом утвержден перечень дочерних и зависимых обществ ОАО «РусГидро», которые вправе осуществлять инвестиции в форме капитальных вложений. В

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу n А63-10662/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также