Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 по делу n А15-1541/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                          

05 декабря 2012 года                                                                              Дело № А15-1541/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый центр «Апельсин» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.10.2012 по делу № А15-1541/2012 (судья Батыраев Ш.М.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый центр «Апельсин» (ИНН 0522013869, ОГРН 1050522000077)

к отделу надзорной деятельности по Ленинскому району г.Махачкалы УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.10.2012 отказано в удовлетворении заявления ООО «Торговый центр «Апельсин» (далее – общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления   от  27.06.2012   №154 Отдела надзорной деятельности по Ленинскому району г.Махачкалы Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Дагестан (далее – управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела. Указывает на то, что: план проверок не согласован с прокуратурой района; утверждая о доказанности нарушения, управление и суд ссылаются на недействующий нормативный правовой акт; в протоколах об административных правонарушениях и распоряжении о проведении проверки Магомедов Х.М. указан как заместитель начальника отдела надзорной деятельности по Ленинскому району г.Махачкалы, а в оспариваемом постановлении как заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору по Ленинскому району г. Махачкалы.

Административный орган в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. Управление  направило в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ,  изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 01.06.2012 №177 отделом надзорной деятельности с участием директора общества Омарова Ш.С. с 07 по 13 июня 2012 года проведена плановая выездная проверка в отношении общества на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в административных зданиях и помещениях.

По результатам проверки составлен акт от 13.06.2012 № 177 и протоколы от 20.06.2012 №166 и №167 об административном правонарушениях, предусмотренных частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса. В данных документах зафиксировано, что  обществом нарушены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации - ППБ 01-03  (утверждены Приказом МСЧ РФ от 18.06.2003 № 313, далее по тексту – ППБ 01-03).

 В частности, указано на то, что:

1. автоматическая пожарная сигнализация в здании торгового центра смонтирована без соответствующего проекта и с нарушением действующих норм;

2.помещения цокольного этажа, а также второй и третий этажи здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03);

3.имеющаяся автоматическая сигнализация на первом этаже здания находится в нерабочем состоянии (ППБ 01 -03 п.34);

4.отсутствует договор на техническое обслуживание и планово - предупредительный ремонт имеющейся пожарной сигнализации (ППБ 01 -03 п. 96);

5.здание и помещения торгового центра не оборудованы системой экстренного оповещения людей о пожаре (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03);

6.на путях эвакуации не произведен монтаж эвакуационного освещения от независимого источника питания (ППБ 01-03 п. 3, ВСН 59-88 п.2.3);

7.пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не оборудованы металлическими ящиками и не укомплектованы рукавами и стволами (ППБ 01-03 п.91);

8.размещение стояков внутреннего противопожарного водоснабжения осуществлено без учета тушения возможного очага пожара в любой точке здания. В цокольном этаже здания не предусмотрена установка внутренних пожарных кранов (ППБ 01-03 п.89, СНиП 2.04.01­85, СП 10-13130.2009);

9.не осуществляется проверка работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода не реже двух раз в год организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (ППБ 01 -03 п.89);

10.для обеспечения необходимого расхода воды для пожаротушения не оборудована насосная станция с установкой двух насосов-повысителей давления, взаимно резервируемых с электроснабжением по первой категории надежности. Не предусмотрен дистанционный пуск насосов-повысителей. Кнопки дистанционных пусков не установлены возле пожарных кранов (СП 10.13130.2009);

11.в здании не предусмотрена система пожаротушения (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03);

12.на запасных эвакуационных выходах с этажей здания устроены различные помещения - кабинеты, магазины и подсобные помещения в нарушение проектных решений (ППБ 01 -03 п.51,53);

13.на запасных эвакуационных выходах с этажей здания, в том числе и в подвальном помещении, допускается хранение металлических шкафов, сгораемой тары и других предметов, создающих препятствия для быстрой и безопасной эвакуации людей и материальных ценностей. На запасных эвакуационных выходах здания местами установлены подъемно - опускные двери (ППБ 01 -03 п.53);

14.ширина запасных эвакуационных выходов с этажей здания не соответствует действующим требованиям и нормам пожарной безопасности, т.е. менее 1,2 м (ППБ 01-03 п.3 СНиП 21-01-97 п. 6.13);

15.двери запасных эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода людей наружу. В период пребывания людей в здании двери запасных эвакуационных выходов закрываются на замки, а не на легко открываемые засовы (ППБ 01 -03 п. 52);

16.здание и помещения не обеспечены потребным количеством огнетушителей (из расчета два огнетушителя ОП-5 на 200 кв.м. (ППБ 01-03 п. 108);

17.приказом не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к использованию первичных средств пожаротушения (ППБ 01-03 п.15, п. 108 приложение №3);

18.на имеющиеся огнетушители не заведены паспорта установленной формы, на корпусы огнетушителей не нанесены порядковые номера белой краской (ППБ 01 -03 п.16, п.108 приложение №3);

19.места размещения средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком «Не загромождать» (ППБ 01-03 п.27);

20.выходы из подвальных помещений, где допускается складирование и хранение товаров, сообщаются с общими лестничными клетками здания (ППБ 01-03 п.40);

21.в складских и подсобных помещениях, в помещениях санузлов электролампочки не заключены в защитные плафоны (ППБ 01 -03п.60);

22.у гидранта (водоисточника) по направлению движения отсутствуют указатели (ППБ 01-03 п.90);

23.не разработаны планы эвакуации людей на случай возникновения пожара, не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей (ППБ 01-03 п. 16);

24.в помещениях распорядительным документом не установлен противопожарный режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения, не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня. Не регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ в помещениях, порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня, действия работников при обнаружении пожара, не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно - техническому минимуму, не назначен ответственный за их проведение (ППБ 01-03 п.15);

25.во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППБ 01 -03 п. 13);

26.приказом не назначен ответственный за противопожарное состояние здания. Не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности. С работниками не проведен противопожарный инструктаж под роспись (ППБ 01 -03 п. 6,7,8);

27.не представлена техническая документация на исполнение системы вентиляции и акты проверки данных систем (ППБ 01 -03 п. 76,77);

28.не представлены акты гидравлических испытаний сети внутреннего противопожарного водопровода (ППБ 01 -03 п.89);

29.в подвальном помещении не предусмотрена вытяжная противодымная вентиляция (ППБ 01-03 п.76, СНиП 2.04.05-86 п.4.69);

30.на автостоянке отсутствуют буксирные тросы и штанги из расчета один трос (штанга) на 10 единиц техники (ППБ 01-03 п.357).

Постановлением от 27.06.2012 №154 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Протокол составлен и постановление вынесено с участием представителя заявителя.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд.

Оценивая законность и обоснованность постановления, суд первой инстанции правомерно учел следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.4 КоАП, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.

Частью 1 статья 20.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 данной статьи нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 4 названной статьи нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон N 69-ФЗ).

В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, а также определены нормами пожарной безопасности: НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2012 по делу n А25-902/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также