Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 по делу n А63-12586/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                              Дело № А63-12586/2012

24 декабря 2012 г.                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 г.,

Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления № 101 Федерального медико-биологического агентства России, на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12 сентября 2012 года по делу № А63-12586/2012,

по заявлению закрытого акционерного общества «Тандер», г. Краснодар, ОГРН 1022301598549, к Межрегиональному управлению № 101 Федерального медико-биологического агентства России, г. Лермонтов, ОГРН 1062647002010,

о признании недействительным предписания № 336 от 28.05.2012 об устранении выявленных нарушений санитарных правил, (судья Быкодорова Л.В.),

при участии в судебном заседании:

от Межрегионального управления № 101 Федерального медико-биологического агентства России: Пименова Ю.В. по доверенности №10 от 01.08.2012;

от ЗАО «Тандер»: Калмыкова Е.В. по доверенности №2-4/105 от 08.08.2012, Шевелева Ю.В. по доверенности №2-4/270 от 11.05.2012.

 

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Тандер», г. Краснодар, ОГРН 1022301598549, (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрегиональному управлению № 101 Федерального медико-биологического агентства России, г. Лермонтов, ОГРН 1062647002010, (далее - агентство, МУ № 101 ФМБА, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания агентства № 336 от 28.05.2012 об устранении выявленных нарушений санитарных правил.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12 сентября 2012 года требования удовлетворены, признано недействительным предписание Межрегионального управления № 101 Федерального медико-биологического агентства России № 336 от 28.05.2012 об устранении выявленных нарушений санитарных правил.

Решение суда мотивировано тем, что агентство не проводило самостоятельной проверки в порядке, предусмотренным Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»    и не имело оснований для выдачи предписания; выдавая предписание, МУ № 101 ФМБА действовало за пределами полномочий.

МУ № 101 ФМБА подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Указывает, что суд неправильно применил нормы права и сделал необоснованный вывод об отсутствии полномочий на проведение санитарно-эпидемиологического контроля. Проверка проводилась органами прокуратуры с участием руководителя МУ № 101 ФМБА, в результате которой выявлены нарушения санитарных норм и правил, поэтому на основании статьи 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вправе направить предписание об устранении нарушений. Считает, что Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к данным правоотношениям не применим.

В судебном заседании представитель Межрегионального управления № 101 Федерального медико-биологического агентства России, Пименова Ю.В. поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.

ЗАО «Тандер» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном  главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12 сентября 2012 года подлежит  оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается.

Прокуратурой г. Лермонтова по сообщению из межрайонного управления № 101 ФМБА России о регистрации 4-х случаев заболевания сальмонеллезом и 6-ти случаев заболеваний острой кишечной инфекцией на Распределительном центре, являющегося обособленным подразделением общества, проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В ходе проверки с 14.05.2012 по 24.05.2012 выявлены нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Результаты проверки прокурором отражены в постановлении от 24.05.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора распределительного центра общества Тымченко Сергея Ивановича по статьям 6.3, 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 24).

Материалы административного дела направлены МУ № 101 ФМБА.

Постановлением № 592 от 28.05.2012, принятым главным государственным санитарным врачом по г. Лермонтову - руководителем МУ № 101 ФМБА,   Тымченко Сергей Иванович привлечен к административной ответственности. Решением Лермонтовского городского суда от 09.08.2012 постановление оставлено без изменения, жалоба Тымченко С.И.без удовлетворения.

28 мая 2012 года руководителем МУ № 101 ФМБА, главным государственным врачом по г. Лермонтову Паповым Константином Михайловичем юридическому лицу – ЗАО «Тандер» выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 336 (л.д. 22). В предписании указано устранить выявленные нарушения требований санитарных правил и приказов Минсоразвития РФ до 27.09.2012.

Полагая, что предписание выдано с нарушением требований законодательства и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей   5 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ  "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон 52-фз)  к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

 В соответствии со статьей 46 Закон 52-фз  федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.   Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти.

Пунктом 4 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005г. №569 определено, что Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 (далее - Положение) агентство осуществляет контроль в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия: 1) работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), 2)населения отдельных территорий.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" и Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р (ред. от 25.04.2012) «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России» ряд предприятий, расположенных в городе Лермонтове Ставропольского края и территория города Лермонтова подлежит обслуживанию ФМБА.  

            Территориальным органом Федерального медико-биологического агентства, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия на  поименованных в Перечне предприятиях и на территории города Лермонтова является  МУ № 101 ФМБА.

 В соответствии со статьями 1, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

10.05.2012 МУ № 101 ФМБА направило в прокуратуру информацию о регистрации случаев сальмонеллеза и ОКИ (том 2 л.д. 164-165).

14.05.2012 Прокуратура г. Лермонтова направила в адрес МУ № 101 ФМБА в соответствии со статьями 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требование для выделения специалиста для участия в проводимой проверке по факту заболевания сальмонеллезом и острой кишечной инфекцией работников ЗАО «Тандер» (том 2 л.д. 53).

Специалистами ФМБА, в том числе руководителем МУ № 101 ФМБА, составлена справка о результатах расследования причин групповой заболеваемости сальмонеллезом среди работников ЗАО «Тандер», в которой указано, что групповое заболевание возникло в результате неудовлетворительного санитарно-технического состояния и отсутствия условий для соблюдения технологического процесса приготовления пищи в столовой ООО «Дежа Вю», располагавшейся в арендуемом помещении ЗАО «Тандер» (том 1 л.д.87-126). Кроме того, установлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил в ЗАО «Тандер», которые послужили основанием для возбуждения административного производства.

 В соответствии со статьями 23-25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»  по результатом надзора за исполнением законов прокурор   приносит протест; вносит   представление об устранении нарушений закона   в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;    выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Из перечисленных форм реагирования в рассматриваемом случае прокурором избрана одна:  вынесение мотивированного постановления о возбуждении производства об административном правонарушении.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» не предусмотрена такая мера реагирования, как вынесение предписания об устранении нарушений лицом, участвующим в качестве специалиста при проведении прокурорского надзора.

Оспариваемое предписание не соответствует требованиям законодательства о прокурорском надзоре.

Довод апелляционной жалобы о том, что при участии в проведении мероприятий прокурорского надзора у МУ № 101 ФМБА не было оснований уведомления общества о проведении проверки, является правильным. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 1    Федерального закона № 294-фз, положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются  при осуществлении прокурорского надзора; прокурорский надзор осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».  Как следует из письма Прокуратуры г. Лермонтова от 10.12.2012 (том 2 л.д. 71), в проверке участвовали директор Пятигорского РЦ ЗАО «Тандер» и юристы общества.  

Довод апелляционной жалобы о том, что МУ № 101 ФМБА в данном случае вправе выдать предписание в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона № 52-фз, отклоняется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона № 52-фз при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

 В соответствии с пунктом  2  Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации  (утверждено Постановлением  Правительства РФ от 15.09.2005 N 569 (ред. от 21.04.2010) "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации") основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственный санитарно-эпидемиологический

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 по делу n А25-1097/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также