Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2013 по делу n А15-1431/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело №А15-1431/2013 02 декабря 2013 года Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2013
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик), судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заинтересованного лица – Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому округу в лице Махачкалинского отдела по надзору на море на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.10.2013 по делу А15-1431/2013 (судья Тагирова З.Т.) по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому округу в лице Махачкалинского отдела по надзору на море (г. Махачкала, ул. Буганова ,17 Б, ИНН: 2626042723, ОГРН: 1102650002212) о признании недействительным и отмене постановления от 21.05.2013 № 13-0001/229-пр о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, при участии в судебном заседании: от заявителя – представитель по доверенности от 14.09.2012 № НЮ-10/242 Гоцак О.В., от заинтересованного лица – представитель по доверенности от 29.10.2013 № 21 Слюсарева С.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому округу в лице Махачкалинского отдела по надзору на море (далее – отдел) о признании недействительным и отмене постановления от 21.05.2013 № 13-0001/229-пр о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.10.2013 заявление удовлетворено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество не извещено о проведении проверки в отношении него. Оснований для проведения внеплановой проверки не имелось. Проверка проведена неуполномоченным лицом. Заявитель не извещен о времени и месте составления протокола. При составлении акта участвовало неуполномоченное лицо. Отдел необоснованно не отложил составление протокола на другую дату. Вины общества в совершении правонарушения не доказано. Не согласившись с решением, отдел подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что вина общества в совершении административного правонарушения доказана. Заявитель извещен о времени и месте составления протокола. Отделом проведена рейдовая проверка. Общество могло обеспечить явку на составление протокола. В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в нем. В судебном заседании стороны поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, на основании письма начальника железнодорожной станции от 26.02.2013 № 25 о разрешении вопроса по соблюдению санитарных норм населением муниципальных образований Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан 14.03.2013 издало Приказ № 35 «О принятии мер по ликвидации стихийных свалок, бытового и строительного мусора». В соответствии с Приказом № 35 межрайонные комитеты по экологии и природопользованию по согласованию и совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов и представителями Махачкалинского территориального управления СКЖД должны провести в период с 15.03.2013 по 29.03.2013 комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды. 02.04.2013 инспектором Изербашского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Абдуллаевым А.И. составлен акт обследования территории (акватории) № 01/113-р, в котором установлено, что вдоль полосы отвода железнодорожных путей от станции Инчхе до станции Новокаякент Каякентского района обнаружены несанкционированные свалки черных металлов, твердых бытовых отходов; на свалках размещены навалом разнородный лом черных и цветных металлов, ТБО, полиэтиленовые пакеты и бутылки, строительный мусор, отходы от камней пиленных известняков, другие отходы, руководством станции нарушаются правила экологических и санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических норм и правил, железнодорожная станция «Изербаш» не ведет учет поступающих на свалку отходов, не проводит контроль и мониторинг окружающей среды, не разработаны паспорта опасных отходов. Акт подписан инспекторами комитета, и.о. начальника станции Ахмедов А.А. от подписания акта отказался. Акт обследования направлен в Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан, которое 11.04.2013 направило материалы проверки в отдел. 24.04.2013 инспектором Рабадановым А.Р. в адрес общества направлено уведомление о составлении протокола 07.05.2013 в 11 часов 00 минут, аналогичное уведомление направлено общества посредством факсимильной связи. Уведомление получено обществом 07.05.2013. В этот же день отдел составил протокол об административном правонарушении № 13-0001/229-Пр в отношении общества и направил его заявителю. Определением от 07.05.2013, направленным по факсимильной связи и полученным обществом 13.05.2013, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 21.05.2013. 21.05.2013 отдел привлек общество к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Считая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а вины общества в совершении правонарушения не доказано. На основании части 1 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). Как указано в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Пунктом 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. В силу статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). В пунктах 24 и 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление) указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности. Материалами дела установлено, что на основании письма общества о ведении контроля за соблюдением природоохранного законодательства Приказом № 35 утверждены правила обследования участков с несанкционированными свалками, организуемыми населением муниципальных образований и назначена комиссия по обследованию железнодорожных путей. Вместе с тем, по результатам обследования составлен акт, которым инспектора Изербашского комитета по экологии зафиксировал правонарушения общества. Однако, в Приказе № 35 не содержится указаний на проведение проверки с целью привлечения общества к административной ответственности. Приказ издан для проведения комплексного наблюдения за состоянием окружающей среды (т. 1, л.д. 135), а, следовательно, юридических оснований для возбуждения дела Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2013 по делу n А20-1264/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|