Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2011 по делу n А50-18919/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-13816/2010-АК

г. Пермь

07 февраля 2011 года                                                           Дело № А50-18919/2010­­

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2011 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,

судей Ясиковой Е.Ю., Варакса Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,

при участии:

от истца (Муниципальное унитарное предприятие "Кунгурское пассажирское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1025901887945, ИНН 5917236503): Рогодникова К.К., Романова О.А., представители по доверенностям от 01.12.2010, предъявлены паспорта;

от ответчика (1. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 5902290900, ОГРН 1025900526893), 2. Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края (ИНН 5902290917; ОГРН 1035900070293): не явились, извещены надлежащим образом;

от третьих лиц (1. Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края (ИНН 59022932, ОГРН 1055900367434), 2. Муниципальное бюджетное учреждение «Управление городского хозяйства администрации города Кунгура» (ИНН 5917595358, ОГРН1075917000390): не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 декабря 2010 года

по делу № А50-18919/2010,

принятое судьей С.А. Овчинниковой

по иску Муниципального унитарного предприятия "Кунгурское пассажирское автотранспортное предприятие"

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Муниципальное бюджетное учреждение «Управление городского хозяйства администрации города Кунгура»

о взыскании убытков в сумме 2 526 171 руб. 74 коп.,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Кунгурское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее по тексту Предприятие, истец, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края о взыскании убытков в сумме 2 526 171 руб. 74 коп. в виде расходов, понесенных от перевозки федеральных и региональных льготников за 2007-2009 годы, в том числе: с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации – 241 428 руб. 79 коп., с Пермского края за счет казны Пермского края – 2 284 742 руб. 95 коп.

         Определением арбитражного суда от 15.11.2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края и МБУ «Управление городского хозяйства администрации города Кунгура».

Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.12.2010 года (резолютивная часть оглашена 02.12.2010 года, судья Овчинникова С.А.) заявленные требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия "Кунгурское пассажирское автотранспортное предприятие" взысканы убытки в сумме  241 428 руб. 79 коп., 3 406 руб. 31 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края за счет средств казны Пермского края в пользу взысканы убытки в сумме 2 284 742 руб. 95 коп.,  32 224 руб. 55 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ответчики обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, просят отменить решение суда в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе указывает, что расчет истца документально не подтвержден, расчет основан на данных о количестве перевезенных пассажиров, предоставленных ПКГУП «Автовокзал», однако данное предприятие к участию в деле не привлечено, данные для расчета не подтверждены документально; истец не подтвердил обоснованность применения данных пассажиропотока, проведенного в 2005 году при расчете убытков за 2009 год; вина Российской Федерации в причинении перевозчику убытков не доказана.

Министерство финансов Пермского края в апелляционной жалобе указывает на неправильное применение судом ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; недоказанность условий для взыскания убытков (размера, вины ответчика, причинно-следственной связи между виновными действиями и возникшими убытками); по мнению апелятора, в качестве ответчика по заявленным требованиям следовало привлечь Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, которое в силу Закона Пермского края от 17.12.2009 №560-ПК является главным распорядителем средств, передаваемых  на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.

Правом на участие представителей организации в судебном заседании апелляционного суда  ответчики не воспользовались.

Истец (Муниципальное унитарное предприятие "Кунгурское пассажирское автотранспортное предприятие") представил письменный отзыв с возражениями на доводы жалобы, обоснованием размера предъявленных к взысканию убытков. Вынесенное судом по делу решение считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения,  апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца поддержали доводы, приведенные в письменном отзыве.

Третьи лица отзывы на апелляционные жалобы не представили, представителей для участия в судебном заседании не направили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец является предприятием, осуществляющим перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кунгура.

Между истцом и Администрацией города Кунгура Пермского края заключен договор на осуществление пассажирских перевозок на регулярных автобусных маршрутах от 27.12.2006г. № 97 (т.1 л.д.39).

Согласно пунктам 1, 3.1.10 договора перевозчик взял на себя обязательства по перевозке пассажиров на регулярных автобусных маршрутах, в том числе, по предоставлению бесплатного проезда льготным категориям граждан.

В соответствии с разделом 2 договора Администрация приняла на себя обязательства по предоставлению возможности перевозчику осуществлять перевозки пассажиров, утверждать расписание движения автобусов, разрабатывать схему маршрутной сети городского пассажирского транспорта, доводить до сведения перевозчика утвержденные тарифы на перевозки и т.д.

Между сторонами заключены также дополнительные соглашения к указанному договору: от 18.12.2007, от 05.06.2008, от 06.06.2008 (т.1 л.д. 43-44), в соответствии с которыми в договор введена третья сторона - МБУ «Управление городского хозяйства администрации города Кунгура», на которую возложена обязанность по финансированию предприятию убытков, понесенных в связи с перевозкой пассажиров.

12.07.2008 между МБУ «Управление городского хозяйства администрации города Кунгура» (заказчик) и МУП «Кунгурское ПАП» (перевозчик) заключены договоры № 173/1, 173/3, 173/5, 173/6, 173/7, 173/8, 173/9, 173/13, 173/14 на осуществление пассажирских перевозок на регулярных автобусных маршрутах по итогам проведенного конкурса (т. 1 л.д.49-51).

Условия данных договоров также предусматривали обязанность перевозчика предоставлять бесплатный проезд пассажирам, имеющим право на льготный проезд, а на заказчика возлагали обязанность по распределению денежных средств, поступающих из федерального и регионального бюджетов, на обеспечение равной транспортной доступности (п. 4.3. договора).

Кроме того, между истцом и МБУ «Управление городского хозяйства администрации города Кунгура» (оператор) заключены договоры № 42 от 04.03.2008, от 18.02.2009г. №29 о возмещении денежных средств за осуществление проезда по социальным проездным документам, по условиям которого оператор принял на себя обязательство перечислять перевозчику денежные средства от реализации социальных проездных документов (т. 1 л.д. 83).

Во исполнение принятых обязательств по договору истец в 2007-2009гг. при осуществлении пассажирских перевозок предоставлял льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», Указом губернатора Пермской области от 02.02.2005 № 15 «О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области».

В связи с ненадлежащим исполнением обязательства по возмещению перевозчику понесенных им расходов при осуществлении перевозок льготных категорий граждан, сумма невозмещенных расходов составили: по региональным льготным категориям пассажиров за 2007 год - 662 647,94 руб., за 2008 год - 812 180,27 руб., за 2009 год - 809 914,74 руб. По федеральным проездным сумма невозмещенных расходов за 2009 год составила 241 428 руб. 79 коп. (т.1 л.д.19-21).

Полагая, что обязанность по возмещению убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по федеральным и региональным социальным проездным документам на транспорте общего пользования подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны Пермского края, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие и размер выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан подтверждаются материалами дела, вина Российской Федерации и Пермского края заключается в том, что при установлении льгот для отдельных категорий граждан в виде предоставления им права бесплатного проезда по СПД, государственные органы власти федерального и регионального уровня не создали систему, реализующую на практике право истца на полное возмещение убытков.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

В соответствии с п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

В силу ст. 10 Федерального закона «О ветеранах», ст. 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» расходы, связанные с реализацией названных законов, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.

Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В силу ст. ст. 44 и 63 Федерального закона № 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в силу прямого указания, содержащегося в ст.10 Федерального закона от 12.01.1995  № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст.4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», расходы, связанные с реализацией данных законов, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

С учетом приведенных норм компенсация за предоставление указанных льгот осуществляется за счет федерального бюджета.

Законом Пермской области от 30.11.2004 № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», принятым с целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение социального

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2011 по делу n А60-23694/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также