Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по делу n А60-9455/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6436/2012-АК

г. Пермь

31 июля 2012 года                                                                  Дело № А60-9455/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васевой Е. Е.

судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черепановой Ю.С.

при участии:

от заявителя – открытого акционерного общества "Региональная сетевая компания" (ОГРН 1026604950800, ИНН 6670018981): Коленко А.С. по доверенности от 25.06.2012,

от заявителя открытого акционерного общества «Свердловэнергосбыт» (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105): Шидливская О.В. по доверенности от 19.12.2011,

от заинтересованного лица – Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН  1036602648928, ИНН 6658065103): Крашенинников С.С. по доверенности от 22.09.2011,

от третьих лиц:

1) открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт» в лице филиала «Уральский»: Бычин А.В. по доверенности от 26.01.2012,

2) Министерства обороны Российской Федерации в лице Отдела военного комиссариата Свердловской области по городу Североуральску: не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы

заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, третьего лица открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт» в лице филиала «Уральский»

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2012 года

по делу № А60-9455/2012,

принятое судьей Киселевым Ю.К.,

по заявлениям открытого акционерного общества "Региональная сетевая компания", открытого акционерного общества «Свердловэнергосбыт»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

о признании недействительным решения,

установил:

Открытое акционерное общество «Региональная сетевая компания» (далее – ОАО «РСК») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – антимонопольный орган) от 13.12.2011 по делу № 67 в части признания факта нарушения ОАО «РСК» п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). (Дело № А60-9455/2012).

Также ОАО «Региональная сетевая компания» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13.02.2012 по делу № 4 об административном правонарушении, которым ОАО «РСК» привлечено к административной ответственности по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб. (Дело № А60-10009/2012).

Открытое акционерное общество «Свердловэнергосбыт» (далее – ОАО «Свердловэнергосбыт») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13.12.2011 по делу           № 67. (Дело № А60-12884/2012).

Также ОАО «Свердловэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10.02.2012 по делу № 3 об административном правонарушении, которым ОАО «Свердловэнергосбыт» привлечено к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб. (Дело № А60-11621/2012).

Определениями Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2012, 06.03.2012, 13.03.2012 дела № А60-9455/2012, А60-10009/2012, А60-11621/2012, А60-12884/2012 объединены в одно производство с присвоением делу номера А60-9455/2012.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Оборонэнергосбыт» в лице филиала «Уральский», Министерство обороны Российской Федерации в лице Отдела военного комиссариата Свердловской области по городу Североуральску.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2012 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13.12.2011 по делу № 67, признаны незаконными и отменены постановления антимонопольного органа от 10.02.2012 по делу № 3 о привлечении ОАО «Свердловэнергосбыт» к административной ответственности, от 13.02.2012 по делу № 4 о привлечении ОАО «РСК» к административной ответственности.

Не согласившись с решением, управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Антимонопольный орган не согласен с выводом суда первой инстанции о недоказанности доминирующего положения ОАО «Свердловэнергосбыт», поскольку указанное общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. По мнению антимонопольного органа, введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов Министерства обороны Российской Федерации не допускается, частичное ограничение режима потребления допускается до уровня технологической и (или) аварийной брони, отсутствие у ОАО «Оборонэнергосбыт» актов технологической и (или) аварийной брони не является основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии. В судебном заседании представитель антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.

ОАО «Оборонэнергосбыт» также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ОАО «Оборонэнергосбыт» указывает на то, что ОАО «Свердловэнергосбыт» занимает доминирующее положение, поскольку на момент совершения нарушения было включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 65 процентов. Ссылается на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства. Полагает, что действующим законодательством установлен запрет на введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов Министерства обороны Российской Федерации. По мнению ОАО «Оборонэнергосбыт», между ОАО «Свердловэнергосбыт» и ОАО «Оборонэнергосбыт» не может быть достигнуто соглашение об определении величин аварийной и технологической брони, поскольку подобное соглашение противоречило бы императивным правилам, установленным Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173. Представитель ОАО «Оборонэнергосбыт» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Министерство обороны Российской Федерации в лице Военного комиссариата Свердловской области по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на неправильное применение судом положений Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173. Полагает, что любое ограничение или прекращение обеспечения услугами энергоснабжения воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства.

ОАО «Свердловэнергосбыт» в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, полагает, что на дату совершения нарушения не занимало доминирующего положения, в его действиях не имеется нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку, инициируя частичное ограничение режима потребления электрической энергии на объектах ОАО «Оборнэнергосбыт», лишь приостановило исполнение обязательств по договору, указанные действия не противоречат Указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173. Кроме того, ОАО «Свердловэнергосбыт» указывает на то, что акты согласования технологической и аварийной брони не были представлены ОАО «Оборонэнергосбыт», поэтому именно ОАО «Оборонэнергосбыт» несет ответственность за несогласование аварийной брони. В судебном заседании представитель ООО «Свердловэнергосбыт» поддержал доводы отзыва.

ОАО «РСК» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, указывает на то, что ОАО «Оборонэнергосбыт» систематически нарушало обязательства по оплате электрической энергии, имеет задолженность перед ОАО «Свердловэнергосбыт» по состоянию на 16.05.2011 более 45 339 026 руб.; на основании прямого указания гарантирующего поставщика ОАО «РСК» осуществило ограничение режима потребления электрической энергии, полагает, что в отсутствие акта согласования аварийной и технологической брони вся ответственность возлагается на ОАО «Оборонэнергосбыт». В судебном заседании представитель ООО «РСК» доводы отзыва поддержал.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации в лице Военного комиссариата Свердловской области в судебное заседание не явился.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Свердловэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и ОАО «Оборонэнергосбыт» (покупатель) заключен договор электроснабжения от 01.03.2010 № 221, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, через привлеченных третьих лиц обеспечивать оказание услуг по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей покупателя, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказываемые услуги на условиях, определяемых договором.

Согласно п. 9.1 договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 00 час. 00 мин. 01.01.2010 и действует до 31.12.2010. Договор считается продленным на следующий календарный год в случае, если не мене чем за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора.

30.12.2010 между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ОАО «Оборонэнергосбыт» (поставщик) заключен государственный контракт № 147/1/3/20649, в соответствии с которым поставщик обязуется в обусловленный контрактом срок поставить государственному заказчику на объекты потребления электрическую энергию (мощность) на условиях, предусмотренных контрактом и действующим законодательством, а также предоставить иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией государственного заказчика.

В силу пункта 10.1 контракта он вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2011.

Согласно приложению № 9-2 к контракту в перечень точек поставки включены военный комиссариат по адресу: г. Североуральск, ул. Коржавина, 28, призывной пункт по адресу: г. Североуральск, ул. Коржавина, 10.

16.05.2011 ОАО «Свердловэнергосбыт» направило в адрес ОАО «РСК» заявку на частичное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) потребителя ФГКЭУ «Вехнепышминская КЭЧ района» (объекты – военкомат, ул. Каржавина, 28, призывной пункт – ул. Каржавина, 10), предполагаемое время частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) с 14 час. 00 мин. 30.05.2011 до момента полного погашения задолженности и оплаты стоимости текущего потребления электроэнергии (т. 1 л.д. 27).

16.05.2011 ОАО «Свердловэнергосбыт» направило в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление о необходимости погашения задолженности по договору электроснабжения от 01.03.2010 № 221 за май 2011 года, в случае неоплаты задолженности не позднее 14 час. 00 мин. 26.05.2011 произвести самостоятельное ограничение режима потребления электроэнергии до фактически оплаченного уровня. Отказ от самостоятельного ограничения режима потребления электроэнергии (мощности) будет расцениваться как основание для принудительного ограничения режима потребления электроэнергии (мощности) сетевой организацией с 14 час. 00 мин. 30.05.2011 (т. 1 л.д. 26).

В ответ на указанное уведомление ОАО «Оборонэнергосбыт» направило в адрес ОАО «Свердловэнергосбыт» письмо, в котором указало на то, что перечисленные в заявке объекты относятся к объектам Министерства обороны, входящим в перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение которых ниже уровня аварийной брони не допускается. Указанные объекты являются объектами, в которых предусмотрена военная служба, их отключение является нарушением Указа Президента от 23.11.1995 № 1173 и может повлечь угрозу безопасности государства (т. 1 л.д. 30-32).

Согласно акту об ограничении режима потребления электрической энергии (мощности) 30.05.2011 в 15 час. 30 мин. поставка электроэнергии прекращена (т. 1 л.д. 28).

Восстановление режима потребления электрической энергии произведено на основании заявки 31.05.2011 в 08 час. 45 мин. (т. 1 л.д. 29).

В связи с указанными обстоятельствами ОАО «Оборонэнергосбыт» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с заявлением о неправомерных действиях ОАО «Свердловэнергосбыт».

Антимонопольным органом было возбуждено дело № 67 по признакам нарушения ОАО «РСК» п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, ОАО «Свердловэнергосбыт» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения дела № 67 антимонопольным органом принято решение от 13.12.2011, которым признан факт нарушения ОАО «Свердловэнергосбыт» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в частичном отказе от исполнения договора энергоснабжения от 01.03.2010            № 221 под видом

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по делу n А50-5721/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также