Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 по делу n А50-4434/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6652/2012-АК

г. Пермь

03 августа 2012 года                                                        Дело № А50-4434/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О., 

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Западуралнеруд» (ОГРН  1025900518049, ИНН 5902185574): Стихина Е.Г., предъявлен паспорт, доверенность от 01.02.2012 (л.д. 86),

от заинтересованного лица Управления по недропользованию по Пермскому краю (ОГРН  1075904003988, ИНН 5904159890): представители не явились, 

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Управления по недропользованию по Пермскому краю

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 03 мая 2012 года по делу № А50-4434/2012,

принятое судьей Аликиной Е.Н.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Западуралнеруд»

к Управлению по недропользованию по Пермскому краю

о признании незаконным ненормативного правового акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Западуралнеруд» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления по недропользованию по Пермскому краю (далее – Управление) от 09.02.2012 № 01/329 в рассмотрении заявки о признании факта открытия месторождения полезных ископаемых «Северный участок Утесовского месторождения известняков», расположенного в Чусовском районе Пермского края.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2012 заявленные требования удовлетворены, решение Управления об отказе Обществу в рассмотрении заявки о признании факта открытия месторождения полезных ископаемых «Северный участок Утесовского месторождения известняков», расположенного в Чусовском районе Пермского края, признано недействительным и на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В апелляционной жалобе Управлением приведены доводы о том, что представленная Обществом лицензия выдана с нарушением действующего порядка. По мнению Управления, необходимым условием принятия заявки к рассмотрению является наличие у заявителя лицензии на пользование недрами, выданной уполномоченным федеральным органом, а не Министерством природных ресурсов Пермского края. Кроме того, Управление ссылается на то, что решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации может являться основанием возникновения права пользования участками недр только в отношении участков, включенных в перечень участков недр местного значения, однако доказательств включения участков недр на Утесовском месторождении в перечень участков недр местного значения Общество не представило.

Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества против доводов, изложенных  апелляционной жалобе, возражал по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей Управления.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество является пользователем участка недр, расположенного в Чусовском районе Пермского края, на основании лицензии серии ПЕМ № 80046 ТП, выданной 18.11.2008 Министерством природных ресурсов Пермского края на срок до 10.11.2013. Целевым назначением пользования недрами является их геологическое изучение для поисков и оценки известняков на Северном фланге Утесовского месторождения (л.д. 11-16).

29.11.2011 по результатам рассмотрения отчета по поискам и оценке известняков на Северном фланге Утесовского месторождения Чусовского муниципального района, экспертная комиссия по запасам общераспространенных полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Пермского края постановила утвердить запасы карбонатных пород Северного участка Утесовского месторождения в качестве сырья для производства щебня в цифрах и контурах авторского подсчета по состоянию на 01.01.2012 в количестве 17 773 тыс. куб.м по категориям С1 и С2, в том числе С1-15540 тыс. куб.м, С2-2233 тыс.куб.м (приложение к протоколу комиссии № 73 от 29.11.2011, л.д. 20-27).

08.02.2012 Общество обратилось в Управление с заявлением о признании факта открытия месторождения известняков для производства строительного щебня по Северному участку Утесовского месторождения известняков (л.д. 51).

По результатам рассмотрения заявления Общества Управление по недропользованию по Пермскому краю письмом от 09.02.2012 № 01/329 отказало заявителю в рассмотрении заявки, сославшись на непредставление Обществом полного пакета документов, установленного п. 6 Инструкции о порядке установления факта месторождения полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 11.11.2004 № 689. Управление в данном письме указало, что Обществом не представлен документ, подтверждающий его право пользования недрами, поскольку имеющаяся у него лицензия, выданная Министерством природных ресурсов Пермского края, не является правомочной. Документ о праве пользования недрами, выданный федеральным органом Управления государственным фондом недр, заявителем не представлен (л.д. 52-53).

Считая оформленный письмом от 09.02.2012 № 01/329 отказ Управления в рассмотрении заявки Общества о признании факта открытия местонахождения полезных ископаемых, незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания недействительным отказа Управления в рассмотрении заявки Общества о признании факта открытия местонахождения полезных ископаемых.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 33.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»), введенной Федеральным законом от 30.11.2011 № 364-ФЗ, вступившим в силу с 12.12.2011, установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.

Порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению, регламентируется Инструкцией о порядке установления факта месторождения полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2004 № 689 (далее по тексту - Инструкция).

Согласно положениям указанной Инструкции установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании заявки, подаваемой в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы заявителем, проводившим работы по геологическому изучению недр в соответствии с выданной лицензией (п. 3 Инструкции).

Заявка на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья, должна быть подана заявителем не позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения (п.5).

К заявке, среди прочих материалов прилагается копия лицензии на пользование недрами, выданной заявителю (подп. «д» п. 6 Инструкции).

Заявка регистрируется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом на день ее поступления, и рассматривается в течение 45 дней с даты поступления. В случае, если представленные материалы в ходе рассмотрения потребуют дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в письменной форме (п. 7, п. 8 Инструкции).

В удовлетворении заявки отказывается в случае, если представленные заявителем фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, а также, если заявка подана заявителем с нарушением срока, указанного в пункте 5 настоящей Инструкции (п. 12 Инструкции).

Судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что Обществом были выполнены все требования Инструкции, предъявляемые к лицу, обратившемуся с заявлением об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых. Обстоятельств, свидетельствующих о представлении Обществом в уполномоченный орган неполного пакета документов, судом не установлено.

При подаче заявки на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых Обществом представлена, в том числе, копия лицензии серии ПЕМ № 80046 ТП, выданной 18.11.2008 Министерством природных ресурсов Пермского края.

Доводы Управления о недействительности указанной лицензии обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Согласно ст. 11 Закона «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В ст. 6 Закона «О недрах» установлено, что одним из видом пользования недрами является геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона «О недрах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, действовавшей до 12.12.2011, то есть в редакции, действовавшей на момент выдачи Обществу лицензии) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится, в том числе, установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.

В ст. 16 Закона «О недрах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, действовавшей до 12.12.2011, то есть в редакции, действовавшей на момент выдачи Обществу лицензии) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации относительно участков недр, находящихся на их территориях, обеспечивают функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

В 2008 году действовал перечень общераспространенных полезных ископаемых, утвержденный распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Администрации Пермской области N 177-р от 16.04.2003, в котором к общераспространенным полезным ископаемым были отнесены известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птиц). Следовательно известняки, используемые для производства строительного щебня отнесены к общераспространенным полезным ископаемым.

В период выдачи Обществу лицензии для геологического изучения в Пермском крае действовал Закон от 30.10.2007 № 145-ПК «О порядке предоставления недр для геологического изучения и разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края» (далее - Закон № 145-ПК).

В силу ст. 6 Закона № 145-ПК основанием возникновения права пользования

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 по делу n А60-17171/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также