Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу n А60-20117/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9578/2012-АК

г. Пермь

12 октября 2012 года                                                   Дело № А60-20117/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.

судей  Васевой Е. Е., Голубцова В. Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е. И.

при участии:

от заявителя  ООО "ЖКХ-Холдинг"   (ОГРН 1046604811054, ИНН 6673118293) – не явились, извещены.

от заинтересованного лица Межрайонная ИФНС России № 32 по Свердловской области  (ОГРН 1126673000013, ИНН 6663021302) –

Войцеховская Н. А., удостоверение УР № 674648, доверенность от 02.10.12

Самарина Е. Н., удостоверение УР № 605990, доверенность от 12.01.12

Явдошенко А. В., удостоверение УР№ 674117, доверенность от 11.01.12

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 09 июля 2012 года

по делу № А60-20117/2012

принятое (вынесенное) судьей Н.В.Гнездиловой

по заявлению  ООО "ЖКХ-Холдинг"  (ОГРН 1046604811054, ИНН 6673118293)

к Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области  (ОГРН 1126673000013, ИНН 6663021302)

о признании недействительными решений,

установил:

        Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Холдинг» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными п. 2 и п.3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области № 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2012 и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области № 3168 об отказе в возмещении  полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 01.03.2012.

        Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2012года  заявленные требования удовлетворены полностью.

        Заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что  в налоговую базу по НДС  подлежит включению вся стоимость  выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, отраженная в актах о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта. Пункт 2 статьи 154 НК РФ не подлежит применению, поскольку  в налоговую базу налоговым органом включены не полученные субсидии, а  стоимость выполненных работ; капитальный ремонт жилья осуществляется не по регулируемым, а по рыночным ценам на договорной основе; государство предоставляет собственникам жилья не льготу, а финансовую поддержку в размере 95% оплаты капитального ремонта дома. 

       Заявитель по делу, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.   

Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя , извещенного  надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

       Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточн?нной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, представленной ООО «ЖКХ-Холдинг».

По результатам проверки  составлен акт от 27.01.2012   и  вынесены решения:

- от 01.03.2012 № 19157  об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения которым обществу предлагается уплатить НДС в сумме 5 156 729руб.;

       - от 01.03.2012 № 3168  об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость  15 991 614руб., заявленной к возмещению.

       Решением Управления ФНС России по Свердловской области  от 12.04.2012г. № 264/12,  апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

        Не согласившись с оспариваемыми решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009года в сумме 5 156 729руб. послужили выводы налогового органа о том, что  денежные средства, полученные обществом из бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства", представлялись   на условиях долевого финансирования, а не в качестве субсидий (субвенций), представляемых бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с представлением отдельным потребителям льгот в соответствии с законодательством. Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит оснований для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, то стоимость этих работ подлежит включению   в налоговую базу по НДС на основании актов о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции первой инстанции пришел к выводу, что выполняемые операции по капитальному ремонту многоквартирных домов являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость,  и они обоснованно  учтены налогоплательщиком  в налоговой базе  в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса - по фактическим ценам реализации выполненных работ собственникам квартир в многоквартирных жилых домах,  то есть в размере 5%.

       Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данные выводы суда. В обоснование жалобы указывает, что  выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов подлежат включению   в налоговую базу по НДС в размере  полной стоимости  выполненных работ, отраженной в  акте о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта. Полагает, что  пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не применим, поскольку капитальный ремонт жилья осуществляется не по регулируемым, а по рыночным ценам на договорной основе; государство предоставляет собственникам жилья не льготу, а финансовую поддержку в размере 95% оплаты капитального ремонта дома.

        Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы заявителя жалобы, пришел к следующим выводам.

         Между сторонами нет спора о том, что операции по капитальному ремонту многоквартирных домов являются объектом обложения НДС. Спор между налоговым органом и налогоплательщиком возник в части  определения налоговой базы  -  как стоимости  реализованных  работ, исчисленной  исходя из фактических цен реализации в размере 5% (п.2 ст.154 НК РФ) или   стоимости реализованных работ, исчисленной  в размере 100%  стоимости   выполненных  работ по акту о приемке ( п.1 ст.154 НК РФ).

Статьей 153 Налогового кодекса установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

На основании статьи 162 Налогового кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым или льготным ценам, - субсидии, поступившие налогоплательщику из бюджета, не подлежат включению в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно статьям 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, а также соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.

Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Право на субсидии

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу n А60-22042/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также