Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу n А50-12266/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10289/2012-АК

г. Пермь

18 октября 2012 года                                                      Дело № А50-12266/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С., 

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (ОГРН 1085916000246, ИНН 5916020325): Щукина Н.В., предъявлен паспорт, доверенность от 22.12.2011 (л.д. 127),

от заинтересованного лица Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края (ОГРН 1025900536133, ИНН 5902292632): представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 16 августа 2012 года

по делу № А50-12266/2012,

принятое судьей Мартемьяновым В.И.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива»

к Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края (далее – Инспекция, административный орган) от 15.06.2012 № 154 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы Общество ссылается на то, что возможность заключения договора на захоронение отходов с иной организацией отсутствует, поскольку ООО «ЭКО» является единственной организацией в Нытвенском муниципальном районе по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов для захоронения на полигоне на основании заключенного с Администрацией Нытвенского муниципального района концессионного соглашения от 17.12.2010 № 51. Кроме того, Общество указывает, что отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов представлена с нарушением установленного срока, что, по мнению заявителя, не является существенным нарушением требований законодательства Российской федерации. В связи с чем Общество полагает, что вменяемое ему правонарушение можно признать малозначительным.

Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Инспекция против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве; ссылается на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения; полагает, что несоблюдение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть признано малозначительным правонарушением; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовал, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя Инспекции. Кроме того, до начала рассмотрения настоящего дела Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии ее представителя, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 16.04.2012 по 23.04.2012 на основании приказа и.о. начальника Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 05.04.2012 № СЭД-36-01-05-31 проведена плановая выездная проверка Общества с целью выполнения Плана проверок Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края на 2012 год в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора.    

В ходе проверки должностным лицом Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края установлено, что в соответствии с договором от 01.01.2012 № 2/01/2011 ООО «Альтернатива» передавало ООО «ЭКО» твердые бытовые отходы от сторонних юридических и физических лиц, а также собственные бытовые отходы для захоронения на полигоне по адресу: Пермский край, Нытвенский район, в 1,5 км на северо-восток от г. Нытва. При этом ООО «ЭКО» не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности в части размещения, что является нарушением п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Обществом, являющимся субъектом малого предпринимательства, не представлена в уполномоченный орган отчетность об образовании использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2010, 2011 года, чем нарушен п. 14 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);  Обществом не представлен отчет 2-тп (отходы) за 2011 год, что является нарушением Приказа от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роспотребнадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».  

Результаты проверки оформлены актом от 23.04.2012 (л.д. 65-69).

По факту выявленных нарушений 28.05.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол № 25-С-12 об административном правонарушении (л.д. 51-52), и 15.06.2012 вынесено постановление № 154 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, и об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В соответствии с требованиями Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30, отчетный период составляет один календарный год (п. 4 указанного Порядка); отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (п. 5 указанного Порядка); отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (п. 6 указанного Порядка); отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении, датой представления отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления (п. 14 указанного Порядка).

Имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 23.04.2012 (л.д. 65-69), протоколом об административном правонарушении от 28.05.2012 (л.д. 51-52), договорами на вывоз и передачу для размещения твердых бытовых отходов, заключенными ООО «Альтернатива» с ООО «УралТрейдГрупп-Ойл» (л.д. 86-89),  с муниципальным учреждением «Управление капитального строительства при Администрации Нытвенского района (л.д. 100-102), с Товариществом собственников жилья «Ветеран» (л.д. 103-105), договором № 2/01-2011от 01.01.2011 на захоронение отходов (л.д. 31-33), актом № 781 от 31.03.2012 об оказании ООО «ЭКО» услуг по принятию и вывозу ТБО (л.д. 30) подтверждается факт передачи Обществом отходов 3-5 класса опасности ООО «ЭКО», которое не имеет лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов 1-4 класса опасности.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства своевременного представления Обществом отчетности об образовании использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2010, 2011 года, а также отчета 2-тп (отходы) за 2011год.  

Таким образом, наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является доказанным.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины Общества в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом исследована и установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о назначении наказания. Административным органом установлено, что Общество имело возможность выполнить требования законодательства при обращении с отходами производства и потребления, но не приняло соответствующих мер для недопущения правонарушения.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

Довод Общества об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения со ссылкой на то, что возможность заключения договора на захоронение отходов с иной организацией отсутствует, поскольку ООО «ЭКО» является единственной организацией в Нытвенском муниципальном районе по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов для захоронения на полигоне на основании заключенного с Администрацией Нытвенского муниципального

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу n А60-18483/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также