Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу n А50П-518/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-10419/2012-АК г. Пермь 19 октября 2012 года Дело № А50П-518/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2012 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х., судей Васевой Е.Е., Варакса Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С., при участии: от заявителя (Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Кудымкарская городская поликлиника") (ОГРН 1025903380095, ИНН 8107001354): не явились; от заинтересованного лица (14 отдел надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю): Ошмарин А.Л., представитель по доверенности от 10.09.2012, предъявлено удостоверение; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкар от 22 августа 2012 года по делу № А50П-518/2012, принятое судьей Даниловым А.А., по заявлению Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Кудымкарская городская поликлиника" к 14 отделу надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, установил: Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Кудымкарская городская поликлиника» (далее – МБУЗ «Кудымкарская городская поликлиника», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре с требованиями о признании незаконным и отмене постановления 14 отдела надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее - орган госпожнадзора, административный орган) от 17.04.2012 № 59 о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП. Решением арбитражного суда от 22.08.2012 (резолютивная часть решения оглашена 20.08.2012) заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, административный орган обжаловал решение в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на отсутствие оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ. В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа на доводах апелляционной жалобы настаивал. Учреждение с доводами жалобы не согласно, в отзыве на жалобу просит оставить решение суда без изменения, ссылается на устранение выявленных нарушений, их незначительность и отсутствие общественной безопасности граждан и возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направило, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом. Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, органом госпожнадзора проведена внеплановая выездная проверка МБУЗ «Кудымкарская городская поликлиника» с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности. По факту выявленных в ходе проверки нарушений в отношении Учреждения 05.04.2012 составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 68, 70). По результатам рассмотрения материалов административного производства постановлением от 17.04.2012 Учреждение признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное взыскание в виде штрафа в размере 150000 рублей (л.д. 43). Не согласившись с постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным и отмене. Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения составов административного правонарушения, однако применительно к нарушениям, квалифицированным по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ усмотрел основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признал нарушение малозначительным и освободил Учреждение от ответственности. Относительно правонарушения, квалифицированного по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ суд счел возможным применить наказание в виде предупреждения. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела, возбужденного по жалобе административного органа, пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта в силу следующего. В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон №123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона № 123-ФЗ). Согласно ч. 2, 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ (в редакции, действующей на дату вынесения постановления) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности. Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены, в том числе, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03) (действующими на момент вынесения оспариваемого постановления); СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). Учреждению вменяются следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение п. 39 ППБ 01-03 не обеспечена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.26* СНиП 21-01-97* коридоры на втором, третьем и четвертом этажах длиной более 60 м. не разделены противопожарной перегородкой второго типа; в нарушение п. 40 ППБ 01-03 в коридоре четвертого и третьего этажей, в вестибюле, в гардеробе первого этажа, в аптечном пункте, в буфете на окнах установлены глухие решетки; в нарушение п. 41 ППБ 01-03 наружная пожарная лестница не подвергнута эксплуатационным испытаниям; в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.32* СНиП 21-01-97* на лестничных клетках этажей и перед выходом на улицу выступает оборудование (радиатор отопления) из плоскости стен на высоте менее 2.2 м.; в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.26* СНиП 21-01-97* в коридоре первого этажа выступает оборудование (вытяжная шахта) из плоскости стен; в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП 21-01-97* допущено устройство выхода на кровлю из лестничной клетки не через противопожарный люк 2 типа, люк выполнен размером менее 0.6х0.8м.; в нарушение п. 40, 184 ППБ 01-03 в подвале под лестничным маршем и в подвальном этаже размещены кладовые; в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82* СНиП 21-01-97* дверь в электрощитовую выполнена с пределом огнестойкости менее 0.6 ч. (деревянная дверь); в нарушение п. 33 ППБ 01-03 в складских помещениях поликлиники не определена и не обозначена на дверях категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок; в нарушение п. 16 ППБ 01-03 в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Данные нарушения квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Относительно вменяемых Учреждению нарушений п.п. 39, 40 ППБ 01-03 апелляционный суд отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила о противопожарном режиме в Российской Федерации, которыми не предусмотрена обязанность организации по обеспечению прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов, а также запрет на установку решеток на окнах. В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ по указанным эпизодам Учреждение подлежит освобождению от административной ответственности. По ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ органом госпожнадзора квалифицированы нарушения: п. 53 ППБ 01-03 - в коридорах первого, второго, третьего и четвертого этажей допущено загромождение эвакуационного пути; п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97* - у второй створки эвакуационных дверей на четвертом и третьем этаже ведущих на лестничную клетку отсутствует устройство для самозакрывания; п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97* - ширина дверей на путях эвакуации соединяющая коридоры четвертого этажа выполнена менее 1.2 м.; п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16*, 6.17* 6.34* СНиП 21-01-97* - ширина эвакуационного выхода из помещения конференционного зала с числом посадочных мест более 50 мест выполнена менее 1.2м. и открывается не по направлению выхода из здания; п. 3 ППБ 01-03, п. 6.12* СНиП 21-01-97* - конференционный зал имеет один эвакуационный выход; п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16*, 6.34* СНиП 21-01-97* - ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки ведущего непосредственно на улицу с числом людей более 200 человек выполнена менее 1.2м.; п. 3 ППБ 01-03, п. 7.62 СНиП 23-05-95 - отсутствует аварийное освещение в местах опасных для прохода людей; в коридорах и на лестничных клетках, служащих для эвакуации людей более 50 человек. Наличие вышеуказанных нарушений подтверждено материалами дела, доказательств, опровергающих нарушения Учреждением не представлено. Вина Учреждения в совершении вменяемого правонарушения административным органом установлена в соответствии с требованиями ст. 1.5. ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Доказательств, подтверждающих принятие своевременных и достаточных мер для обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности предприятием не представлено. Спора по вопросу о наличии составов правонарушений в действиях Учреждения между сторонами по делу не имеется. При назначении наказания административный орган руководствовался положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, предусматривающими, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. При этом административное наказание назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ). Руководствуясь вышеприведенной нормой суд апелляционной инстанции полагает, что назначение наказания за каждое правонарушение является неправомерным, выводы суда в указанной части являются ошибочными. Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в силу следующего. По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Согласно правовой позиции, изложенной в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным. Признавая правонарушение по ч. 4 ст. 20.4 малозначительным суд первой инстанции сослался на выводы экспертного Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу n А50-5116/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|