Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2012 по делу n А60-22215/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10555/2012-АК

г. Пермь

22 октября 2012 года                                                          Дело № А60-22215/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О.Г.,

судей Варакса Н. В., Осиповой С. П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н. О.,

при участии:

от заявителя Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Природный парк «Оленьи ручьи» (ОГРН 1026602053170, ИНН 6646008206): Калинкин Н. М., предъявлено удостоверение, распоряжение №1001-РП от 25.05.2012;

от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ОГРН 1046603570386, ИНН 6670073005): не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Природный парк «Оленьи ручьи»

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 августа 2012 года

по делу №А60-22215/2012,

принятое судьей Италмасовой Е. Г.,

по заявлению Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Природный парк «Оленьи ручьи»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области

о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания, предписания об освобождении участка,

установил:

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Природный парк «Оленьи ручьи» (далее – заявитель, учреждение, парк) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, управление, административный орган) о назначении административного наказания от 20.04.2012 по делу № 21, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб., а также предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 20.04.2012 по делу № 21.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 августа 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 16.08.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что земли парка относятся в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий и в отношении прав владения, пользования и распоряжения указанными землями со стороны как пользователей, так и собственников существуют определенные ограничения, установленные федеральными законами и законами Свердловской области. Поясняет, что земельный участок, выделенный с 1991 года Кислову В. А. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, не подлежал отчуждению в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку указанный закон содержит запрет на отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий. Указывает на ничтожность сделки купли-продажи земельного участка между Администрацией Нижнесергинского района и Кисловым В. А., ссылаясь также на обстоятельства, установленные Нижнесергинским районным судом по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области к Кислову В. А о признании незаконным решения Администрации Нижнесергинского муниципального района от 06.07.2011 №555 «О предоставлении земельного участка в собственность за плату Кислову В. А.».

Представитель учреждения в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.

Представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела карточки о движении дела №33-11949/2012 с интернет-сайта Свердловского областного суда, свидетельствующей об оставлении без изменения решения Нижнесергинского районного суда, а также справки о количестве посетителей и доходах за 5 лет, приложенной к апелляционной жалобе.

Судом заявленное ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и удовлетворено.

Управление против доводов жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, в обоснование которого указывает, что границы земельного участка Кислова В. А., предоставленного ему на праве собственности, установлены в соответствии с нормами действующего законодательства, тогда как границы парка, в установленном законом порядке не удостоверены; у учреждения правоустанавливающие документы на земельный участок, используемый под объект рекреационного назначения – деревянный мост отсутствуют; право собственности Кислова В. А. на момент обнаружения нарушения земельного законодательства и составления протокола об административном правонарушении в отношении заявителя не обжаловано и не признано незаконным в судебном порядке, в связи с чем, состав вменяемого правонарушения в действиях заявителя является установленным. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в Нижнесергинский отдел Управления Росреестра по Свердловской области 29.03.2012 поступило требование прокурора Нижнесергинского района о проведении внеплановой проверки на основании заявления гр. Кислова В. А. по вопросу законности занятия учреждением земельного участка по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, секция 13 контур 49 и секция 14 контуры 120-134 за границами предоставленного земельного участка.

06.04.2012 на основании распоряжения управления от 30.03.2012 №608 проведена соответствующая проверка, в ходе которой установлено, что Кислов В. А. обладает правом собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:16:1406003:17 с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения на основании договора купли-продажи №186 от 26.08.2011 и постановления главы Администрации Нижнесергинского района от 06.07.2011 площадью 110779 кв.м.

Указанный земельный участок (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения) ранее в 1991 году был предоставлен Кислову В. А. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения на основании решения исполнительного Совета народных депутатов от 28.03.1991 № 164.

В 2011 году земельный участок в границах, уточненных при проведении кадастровых работ, администрацией Нижнесергинского района постановлением № 555 от 06.07.2011 предоставлен Кислову В. А. в собственность (запись о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.10.2011 №66-66-15/020/2011-129, существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы).

На земельном участке Кислова В. А. учреждение установило летом 2011 года деревянный мост площадью около 62 кв. м., в отсутствие согласия собственника.

По результатам проверки составлены: акт от 06.04.2012 № 01/608, протокол об административном правонарушении от 06.04.2012 № 608.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении управлением 20.04.2012 вынесено постановление о назначении административного наказания от 20.04.2012 по делу №21, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Кроме того, заявителю выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 30.08.2012 освободить земельный участок площадью 62 кв. м., расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, секция 14 контур 132.

Не согласившись с постановлением и предписание административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что событие и вина учреждения во вменяемом уме правонарушении является установленной, оспариваемые постановление и предписание являются законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав пояснения присутствующего в судебном заседании представителя заявителя, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона предусмотренного названной статьей правонарушения состоит в том, что виновный самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в п. 1 постановления Пленума от 17.02.2011 N 11 под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка, выраженной в установленном порядке.

Парк  был создан по постановлению Правительства Свердловской области «Об учреждении Свердловского областного государственного учреждения «Природный парк «Оленьи ручьи» от 29.10.1999 №1255-ПП. Указанным постановлением утверждены Устав учреждения и Положение о природном парке «Оленьи ручьи» (далее также — Положение).

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Областным законом «Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области», действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, Уставом Свердловского областного государственного учреждения «Природный парк «Оленьи ручьи» и Положением о природном парке «Оленьи ручьи».

Парк создан в целях охраны природных ландшафтов Среднего Урала и историко-культурных объектов на его территории, а также организации отдыха населения промышленных районов и сохранения биологического разнообразия (п. 2 главы 1 Положения о парке).

Территория и границы парка определены в главе 3 Положения. Общая площадь парка составляет 12700 гектаров.

Согласно п. 3 главы 1 Положения участки лесного фонда в пределах границ парка со всеми находящимися природными объектами предоставляются в безвозмездное пользование парку, без изменения права землевладения.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Федеральный закон №33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно п. «в» ч. 1, ч. 6 ст. 2 Федерального закона №33-ФЗ природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона №33-ФЗ природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

Согласно ч.ч. 1-2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2012 по делу n А50-8122/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также