Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2012 по делу n А50-7542/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10996/2012-АК

г. Пермь

06 ноября 2012 года                                                         Дело № А50-7542/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,

при участии:

от заявителя открытого акционерного общества «Пермский центр развития предпринимательства» (ОГРН 1065902037090, ИНН 5902198365): Овсянникова Л.А., предъявлен паспорт, доверенность от 11.04.2011 (л.д.139);

от заинтересованного лица Контрольно-счетной палаты Пермского края (ОГРН 1025900537090, ИНН 5902292350): Романчук О.В., предъявлен паспорт, доверенность от 15.06.2012 (л.д. 141), Рогачев С.Н., предъявлен паспорт, доверенность от 04.07.2012 (л.д. 158),  

от третьего лица Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края: представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Контрольно-счетной палаты Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 13 августа 2012 года по делу № А50-7542/2012,

принятое судьей Кетовой А.В.,

по заявлению открытого акционерного общества «Пермский центр развития предпринимательства»

к Контрольно-счетной палате Пермского края

третье лицо: Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края

об оспаривании предписания и акта проверки,

установил:

Открытое акционерное общество «Пермский центр развития предпринимательства» (далее – ОАО «Пермский центр развития предпринимательства», Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 151-152, 163-164) к Контрольно-счетной палате Пермского края о признании недействительными предписания от 23.03.2012 № 1, а также пункта 3.8 акта проверки выделения и использования средств краевого бюджета, направленных для внесения в уставный капитал ОАО «Агентство содействия инвестициям Пермского края», ОАО «Пермский центр развития предпринимательства», ОАО «Пермский гарантийный фонд» от 21.06.2011.

К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края (далее – третье лицо, Министерство).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 заявленные требования удовлетворены частично, предписание от 23.03.2012 № 1 признано недействительным как нарушающее требования Бюджетного Кодекса Российской Федерации; в части признания недействительным п. 3.8 акта проверки от 21.06.2011 производство по делу прекращено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания недействительным предписания от 23.03.2012 № 1, Контрольно-счетная палата Пермского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить. В обоснование жалобы Контрольно-счетная палата Пермского края указывает на то, что восстановление в Гарантийный фонд суммы 11 554,9 тыс. руб. по своему содержанию и характеру является устранением ошибки, допущенной заявителем при учете средств фонда, а не мерой ответственности. Кроме того, ссылается на то, что с учетом того, что на средства гарантийного фонда на депозитных счетах были начислены проценты 11 554,9 тыс. руб., размер гарантийного фонда должен составлять не менее 233 554, 9 тыс. руб. Считает, что факт расходования Обществом 11 554,9 тыс. руб. не по целевому назначению подтверждается тем, что по состоянию на 01.09.2012 объем переданного в ОАО «Пермский гарантийный фонд» фонда составил 222 000 тыс. руб., то есть разница составляет 14 012,9 тыс. руб., в том числе сумма неучтенных доходов 11 554, 9 тыс. руб.

Присутствовавшие в судебном заседании представители Контрольно-счетной палаты поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало, что с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, содержащиеся в отзыве на апелляционную жалобу.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица.

Поскольку возражений в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено, законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, на основании Закона Пермского края от 12.09.2011 № 808-ПК «О Контрольно-счетной палате Пермского края», плана работы Контрольно-счетной палаты на 2011 год, решения о проведении проверки от 16.05.2011 № 62 (л.д. 12) Контрольно-счетной палатой Пермского края проведена проверка выделения и использования средств краевого бюджета, направленных для внесения в уставный капитал ОАО «Агентство содействия инвестициям Пермского края», ОАО «Пермский центр развития предпринимательства», ОАО «Пермский гарантийный фонд».

В ходе проверки Контрольно-счетная плата Пермского края пришла к выводу о том, что Обществом допущено нарушение п. 12.2.9.4 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», выразившееся в использовании не по целевому назначению денежных средств в сумме 11 554, 9 тыс. руб., полученных Обществом от размещения средств Гарантийного фонда на депозитах кредитных организаций в 2010 году.  

По результатам проверки составлен акт проверки от 21.06.2011 (л.д. 13-22),  и вынесено предписание от 23.03.2012 № 1 об устранении нарушений, выявленных при проведении проверки (л.д. 10-11).

Названным предписанием Обществу предписано восстановить в Гарантийный фонд средства в сумме 11 554, 9 тыс. руб., полученные Обществом в 2010 году в виде доходов от размещения средств Гарантийного фонда на депозитах кредитных организаций.

Полагая, что указанное предписание Контрольно-счетной палаты Пермского края, а также п. 3.8 акта проверки от 21.06.2011 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Удовлетворяя требования о признании недействительным предписания от 23.03.2012 № 1, суд первой инстанции исходил из того, что уменьшение размера гарантийного фонда в проверяемый период 2010 года, само по себе, не может служить доказательством нецелевого использования бюджетных средств, поскольку за 2010 год в рамках исполнения обязательств по договорам поручительства со счетов Общества списано 16 720,9 тыс. руб. Кроме того, суд первой инстанции указал, что   восстановление в Гарантийный фонд нецелевых расходов, как мера устранения выявленного нарушения, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также иными федеральными законами не предусмотрено, указав при этом, что применение к Обществу названной меры противоречит ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции не имеется.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 12.09.2011 № 808-ПК «О Контрольно-счетной палате Пермского края» Контрольно-счетная палата Пермского края является государственным органом Пермского края, обладает правами юридического лица.

В силу ч. 2 ст. 8 указанного Закона Контрольно-счетная палата Пермского края вправе осуществлять внешний государственный финансовый контроль, в том числе,

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и унитарных предприятий Пермского края, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Пермского края, в том числе денежные средства, полученные из краевого бюджета;

2) в отношении иных организаций - путем осуществления проверки соблюдения условий получения и использования ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Пермского края в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Пермского края, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Пермского края.

Согласно ст. 18 Закона Пермского края от 12.09.2011 № 808-ПК «О Контрольно-счетной палате Пермского края» в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий, а также в случаях несоблюдения сроков рассмотрения представлений Контрольно-счетная палата направляет в органы государственной власти и государственные органы Пермского края, органы местного самоуправления, проверяемые организации и их должностным лицам предписание. Предписание Контрольно-счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание Контрольно-счетной палаты должно быть исполнено в установленные в нем сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок предписания Контрольно-счетной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Как установлено судом первой инстанции, условия получения бюджетных средств Пермского края, выделение и использование которых было предметом проверки, установлены ст. 46 Закона Пермского края от 23.12.2008 № 374-ПК «О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и в приложении 5 к нему (Вед 812, Рз. Пр 0412, ЦСР 3450000, BP 023), ст. 49 Закона Пермского края от 17.12.2009 № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов» и в приложении 5 к нему (Вед 812, Рз. Пр 0412, ЦСР 3450000, BP 023).

Согласно вышеуказанных нормативных актов получателем бюджетных средств являлось Агентство по управлению имуществом Пермского края (реорганизовано в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края в соответствии с Указом губернатора Пермского края № 41 от 22.06.2012); цель предоставления Агентству по управлению имуществом Пермского края бюджетных средств Пермского края – бюджетные инвестиции в уставный капитал ОАО «Пермский центр развития предпринимательства».

Между Пермским краем в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края и ОАО «Пермский центр развития предпринимательства» в целях реализации Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Пермского края о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Пермского края на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (л.д. 63-78) заключены договоры об участии Пермского края уставном капитале ОАО «Пермский центр развития предпринимательства»  от 02.09.2009, 28.10.2009, 17.12.2009, 09.11.2011 и договоры купли-продажи акций от 02.09.2009 № 1, от 29.10.2009 № 2, 17.12.2009 № 3 (л.д. 23-32), в силу положений ст. 80 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций было оформлено договором об участии субъекта РФ в уставном капитале юридического лица в виде оформления договоров купли-продажи обыкновенных бездокументарных акций Общества.

В соответствии с п.4.8 Устава в Обществе создан гарантийный фонд, предназначенный для обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитам (лизинговым сделкам), выданным под гарантию (поручительство) Общества (л.д. 49-68).

Порядок создания и деятельности Гарантийного фонда предусмотрен в Приказе Минэкономразвития от 16.02.2010 № 59 «О государственных мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Приказ № 59).

В п. 11.10.1 Приказа № 59 предусмотрено, что Гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2012 по делу n А50-12312/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и прекратить производство по делу  »
Читайте также