Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 по делу n А60-26065/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11677/2012-АК

г. Пермь

14 ноября 2012 года                                                        Дело № А60-26065/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,

при участии:

от заявителя закрытого акционерного общества «Талицкое» (ОГРН  1026602234691, ИНН 6654000698): представители не явились, 

от заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ОГРН 1106670035834, ИНН 6670324273): представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя закрытого акционерного общества «Талицкое»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 18 сентября 2012 года по делу № А60-26065/2012,

принятое судьей Подгорновой Г.Н.,

по заявлению закрытого акционерного общества «Талицкое»

к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области

об обжаловании действий должностного лица по проведению контрольных мероприятий, о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,

установил:

Закрытое акционерное общество «Талицкое» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточненных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 50, 91) о признании незаконными действий государственного инспектора Собчука В.И., выразившихся в проведении мероприятий по пожарному надзору в лесах, а также о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее – Департамент, административный орган) от 22.05.2012 № 359 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 35 000 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Общество ссылается на отсутствие у государственного инспектора законных оснований для проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору в виде патрулирования, поскольку соответствующее распоряжение (приказ) Департамента отсутствовало. Также Общество полагает, что не имеется оснований для привлечения к административной ответственности, поскольку проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания порубочных остатков, в соответствии ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации относится к мерам противопожарного обустройства лесов. При этом Общество отмечает, что меры пожарной безопасности осуществляются с учетом показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды. Кроме того, указывает, что на момент патрулирования (21.04.2012) органами государственной власти либо органами местного самоуправления не был введен запрет на проведение в лесах каких-либо работ.

В дополнении к апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 01.10.2012 № НК-07-50/11444, указывает, что согласно п. 10 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394, должностные лица обязаны посещать объекты юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в целях проведения лесного надзора только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения надзорного органа.

Приложенная заявителем к вышеуказанному дополнению копия письма Федерального агентства лесного хозяйства от 01.10.2012 № НК-07-50/11444 не подлежит приобщению к материалам дела, поскольку Общество не заявило ходатайство о приобщении указанного документа к материалам дела.

Департамент по основаниям, изложенным в письменном отзыве и в дополнениях к отзыву, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывает на правомерность действий государственного инспектора по пожарному надзору в лесах при проведении патрулирования подведомственной территории и обоснованность привлечения Общества к административной ответственности.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Кроме того, до начала судебного заседания Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Талицкое» осуществляет использование лесов (кварталы № 1-6, 101-110 ГУ СО «Талицкое лесничество» Луговского участкового лесничества) по договору аренды лесного участка от 05.12.2008 (л.д. 114-121). На указанном участке Общество осуществляет лесозаготовительные работы, при этом Обществом (заказчик) с ИП Ляпиным В.В. (исполнитель) заключен договор от 01.01.2012, в соответствии с которым ИП Ляпин В.В. обязуется произвести на данном лесном участке лесохозяйственные работы.

21.04.2012 начальником отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального  государственного пожарного надзора по Восточному управленческому округу Свердловской области, государственным инспектором по пожарному надзору в лесах на территории Свердловской области Собчуком В.И. совместно с мастером леса Луговского участкового лесничества Шарковым Ю.А. при осуществлении патрулирования территории ГКУ «Талицкое лесничество» в квартале № 108, выдел № 10, делянка № Г выявлен факт сжигания порубочных остатков, что расценено как нарушение требований п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

По данному факту начальником отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального  государственного пожарного надзора по Восточному управленческому округу Свердловской области Собчуком В.И. в отношении Общества составлен протокол от 21.04.2012 № 1/134 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (л.д. 14-16).

22.05.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 35 000 руб. (л.д. 9-11).

Считая действия государственного инспектора Собчука В.И. по проведению мероприятий по пожарному надзору в лесах и постановление о привлечении к административной ответственности от 22.05.2012 незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о соответствии действий государственного инспектора по патрулированию лесов положениям действующего законодательства, а также о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п. 36 и п. 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации  под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.  3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе, осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.

Согласно ст. 97 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 2 ст. 83 настоящего Кодекса. Порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 № 595 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Согласно п. 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 (в редакции, действовавшей до 18.06.2012), должностные лица, осуществляющие

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 по делу n А71-6996/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также