Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу n А71-6821/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11758/2012-АК

г. Пермь

20 ноября 2012 года                                                               Дело № А71-6821/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васевой Е. Е.

судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой К.В.

при участии:

от заявителя – открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930): не явились,

от заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): не явились,

от третьего лица – муниципального автономного учреждения «ГЖУ – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска»: не явились

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания",

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2012 года

по делу № А71-6821/2012,

принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,

по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике

третьи лица: муниципальное автономное учреждение «ГЖУ – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска»

о признании недействительным предписания,

установил:

открытое акционерное общество «Удмуртская энергосбытовая компания» (далее – ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее – Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике) от 22.03.2012 № 209.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение «ГЖУ – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска».

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением, ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» указывает на то, что законодательство не содержит прямого запрета на заключение ресурсоснабжающей организацией договоров снабжения электроэнергией непосредственно с потребителями, договорные отношения по снабжению электрической энергией возникли между заявителем и жителями многоквартирного дома возникли до введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307). По мнению ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», действующее законодательство не содержит запрета на осуществление начисления за электрическую электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, ресурсоснабжающей организацией. Заявитель также указывает на допущенные Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике нарушения, а именно: вынесение предписания не руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Роспотребнадзора, а начальником отдела защиты прав потребителей, указание в предписании адреса места жительства должностного лица, не соответствующего адресу ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и фактическому адресу самого должностного лица, в предписание неверно указано наименование должности лица, которому адресовано предписание, в предписании отсутствуют порядок и срок его обжалования, ответственность за неисполнение предписания установлена иной нормой КоАП РФ, чем указано в предписании.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает на то, что в силу ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям не допускается; нарушений порядка выдачи предписания не допущено.

Муниципальное автономное учреждение «ГЖУ – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившей жалобой Трофимовой З.П., проживающей по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 14-2,  Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике на основании распоряжения от 06.03.2012 № 287 проведена внеплановая проверка в отношении ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

В ходе проверки установлено, что ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» в нарушение п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, осуществляет начисление платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования; в нарушение п. 4, 7, 23 Правил № 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю не на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения, начисление за электроэнергию и электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, производится без заключения договора о приобретении электрической энергии, в документах об отпуске электроэнергии в отчетных периодах 2011 года нет информации, на основании каких нормативных правовых актов произведен расчет, без специальных познаний об условиях расчета потребитель не имеет возможности своевременно получить необходимую и достоверную информацию об условиях и порядке оплаты за услуги «электроснабжение», «электроснабжение МОП». По итогам проверки составлен акт от 22.03.2012 № 252.

По итогам проверки Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» выдано предписание 22.03.2012 № 209 о прекращении в срок до 23.04.2012 нарушений требований законодательства, приведении начислений за электроэнергию в местах общего пользования в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами № 307, а именно: не предъявлять жителям по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 14, плату за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования.

Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992                 № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Согласно подп. 7 п. 3 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 18.11.2011 № 1372н (далее – Административный регламент) должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей являются  начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

В силу п. 23 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя, в том числе следующую административную процедуру – принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Указанная административная процедура включает выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (п. 68 Административного регламента).

Таким образом, оспариваемое предписание от 22.03.2012 № 209 вынесено уполномоченным органом – Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике и подписано уполномоченным должностным лицом – начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Рачкевич Л.В.

В пункте 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Положения данной нормы применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 Правил № 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Подпунктом «в» п. 49 Правил № 307 установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

К коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.

Частью 7 ст. 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу n А50-16660/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также