Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу n А60-26738/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11727/2012-АК

г. Пермь

22 ноября 2012 года                                                             Дело № А60-26738/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,

судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,

при участии:

от заявителя (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный экономический университет") (ОГРН 1026605233753, ИНН 6661003675): не явились;

от заинтересованного лица (заместитель главного государственного инспектора Ленинского района города Екатеринбурга по пожарному надзору Ганин Михаил Михайлович): не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный экономический университет"

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 сентября 2012 года

по делу № А60-26738/2012,

принятое судьей Сергеевой М.Л.,

по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный экономический университет"

к заместителю главного государственного инспектора Ленинского района города Екатеринбурга по пожарному надзору Ганину Михаилу Михайловичу

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный экономический университет" (далее  - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2012, вынесенного заместителем главного государственного инспектора Ленинского района города Екатеринбурга по пожарному надзору Ганиным Михаилом Михайловичем (далее - орган госпожнадзора, административный орган) о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 КоАП.

Решением арбитражного суда от 13.09.2012 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом,  учреждение обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы о том, что учреждению неправомерно вменены нарушения нормативных правовых актов по пожарной безопасности (СНиП), принятых после строительства и ввода в эксплуатацию проверяемых помещений, действие которых не распространяется на проверяемые здания. Указанные в акте проверки  СНиП не являются нормативными актами прямого действия и носят либо рекомендательный характер, либо применяются в области добровольной стандартизации. Применительно к содержанию постановления учреждение указывает на неконкретные формулировки нарушений;  отсутствие ссылок на правовые акты и ссылки на нормативные акты без указания на их реквизиты.

Административным органом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 17.04.2012  органом госпожнадзора в отношении учреждения проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории, в занимаемых зданиях, помещениях по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щорса, 36, ул. 8 Марта,62/ул. Н.Воли (л.д. 65).

В ходе проверки выявлены нарушения учреждением требований пожарной безопасности, послужившие основанием для составления 12.05.2012 в отношении заявителя протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 47 - 53).

По результатам рассмотрения материалов административного производства постановлением от 08.06.2012 учреждение признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное взыскание в виде штрафа в размере 155000 рублей (л.д. 7).

Не согласившись с постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о доказанности состава административного правонарушения в действиях заявителя и отказал в удовлетворении требований.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Закона № 69-ФЗ).

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона N 123-ФЗ).

Согласно ч. 2, 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ (в редакции, действующей на дату вынесения постановления) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Закон №184-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, цели защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03) (действовали до 21.07.2012); НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;  СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»; СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»; СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»; СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»; СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»; СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение».

Применение вышеуказанных актов в области пожарной безопасности соответствует положениям ст. 1, 2, 20 Закона № 69-ФЗ, ст. 46 Закона №184-ФЗ, ст. 4 Закона N 123-ФЗ.

Несоблюдение требований пожарной безопасности является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Согласно ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

При проведении проверки административным органом установлены и учреждению вменяются следующие нарушения.

Здание спорткомплекса: в переходе между спортивным комплексом и учебным корпусом не установлены противопожарные двери 2-го типа с требуемым пределом огнестойкости не менее EI 30 (ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.4.1, п.5.14* табл.2*, СНиП 2.08.02-89* п.1.15*), отсутствуют огнезадерживающие клапаны на вентсистеме в местах пересечения вентканала противопожарных перегородок и перекрытий (склад в спортзале, вентиляционная камера) (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 41-01-2003 п.7.11.1), транзитные воздуховоды, пресекающие склад на 1-м этаже, помещения архивов, не выполнены с требуемым пределом огнестойкости не менее 0,25 часа(Е1 15) (ППБ 01-03 п.З; СНиП 41.01.2003 п.7.11.9); в лестничных клетках расположены открыто проложенные электрические провода и кабели (п. 3, 57 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*п. 6.32*); между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не выполнен зазор шириной не менее 75мм (ППБ 01-03 п. 3, 51, СНиП 21-01­97 п. 8.9). Здание АХЧ:  между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не выполнен зазор шириной не менее 75мм (ППБ 01-03 п.З, 4, 51; Закон №184-ФЗ ст. 46; Закон №123-ФЗ ч. 4 ст. 4, СНиП 21-01-97 п. 8.9). Здание дома культуры:  под металлическим лестничным маршем, лестничным маршем, ведущем наружу, допускается складирование горючих материалов (ППБ 01-03 п.40); стулья и кресла в зрительном зале не оборудованы устройствами для крепления к полу (ППБ 01-03 п.З, 149, СНиП 2.08.02-89* п.1.66); во внутреннем коридоре (выход со сцены) складируются горючие материалы (ППБ 01-03 п. 53); отсутствуют огнезадерживающие клапаны на вентсистеме в месте пересечения вентканала противопожарного перекрытия (между 1 и 2 этадами) (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 41-01-2003 п.7.11.1); светильники не оборудованы колпаками закрытого исполнения (рассеивателями) (над зрительным залом) (ППБ 01-03 п. 60); на лестничной площадке, коридоре складируются горючие материалы (ППБ 01-03 п.53). Переход между столовой и учебным корпусом:  в переходе между зданиями не установлены противопожарные двери 2-го типа с требуемым  пределом огнестойкости не менее  EI  30 (п. 3 ППБ 01- 03, СНиП 21-01-97* п. 4.1, 5.14*, табл.2*; СНиП 2.08.02 - 89* п. 1.15*). Столовая: отсутствуют незадерживающие клапаны на вентсистеме в месте пересечения вентканала противопожарного перекрытия (между 1 и подвалом) (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 41-01-2003 п.7.11.1); транзитные воздуховоды, пресекающие продуктовые склады № 2,4, склад сыпучих продуктов не выполнены с требуемым пределом огнестойкости не менее 0,25 часа (Е1 15) (ППБ 01-03 п.З; СНиП 41.01.2003 п.7.11.9). Помещение под лестничным маршем ДК: лестничные марши не обработаны огнезащитным составом с нормируемым пределом огнестойкости не менее R60. (ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.5.18*, т.4*, п.5.19, т.5*). Учебный корпус №2: не проведена обработка сгораемых конструкций чердачного помещения огнезащитным составом с составлением акта (п. 3, 4, 36 ППБ 01-03; Закон №184-ФЗ ст. 46; Закон №123 ч. 4 ст. 4, СНиП 2.01-02-85* п. 1.8, СНиП 21-01-97* п.7.12*); деревянные лестницы не выполнены с нормируемым пределом огнестойкости (лестница в читальном зале, 6,7-м эт.) (ППБ 01-03 п.З., п.53, СНиП 21 -01-97* п.5.18., таб.4*); помещение для хранения книг в читальном зале не отделено от читального

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу n А60-33732/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также