Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу n А50-12274/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-12595/2012-ГК г. Пермь 30 ноября 2012 года Дело № А50-12274/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2012 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р. А., судей Гладких Д.Ю., Никольской Е.О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ишмухаметовой А.Р., при участии: от истца, Уральского транспортного прокурора, Гребнева М.В., доверенность от 26.11.2012, удостоверение, от ответчика, Федерального бюджетного учреждения "Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", Дурновцев Е.П., доверенность от 15.09.2011, паспорт, от ответчика, ОАО "РЕЧНОЙ ПОРТ "САРАПУЛ", не явились, лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального бюджетного учреждения "Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 сентября 2012 года, принятое судьей Удовихиной В.В., по делу № А50-12274/2012 по иску Уральского транспортного прокурора к Федеральному бюджетному учреждению "Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (ОГРН 1025900518797, ИНН 5902290191), ОАО "РЕЧНОЙ ПОРТ "САРАПУЛ" (ОГРН 1021800995798, ИНН 1827018020) о признании договора на оказание услуг недействительным, применении последствий недействительности сделки, установил: Уральский транспортный прокурор (далее – прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Федеральному бюджетному учреждению «Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (далее – ФБУ «Камводпуть»), открытому акционерному обществу «Речной порт «Сарапул» (далее – ОАО «Речной порт «Сарапул») с иском о признании недействительным (ничтожным) договора от 16.02.2011, применении последствий недействительности ничтожной сделки. Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.09.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Ответчик, ФБУ «Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что обращаясь с настоящим иском, истец, в нарушение ст.4 АПК РФ, не доказал нарушение прав и законных интересов какого-либо публично-правового образования вследствие заключения сторонами оспариваемой сделки, а также каким образом будут защищены права и законные интересы публично-правового образования при признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки. Считает, что услуги по аттестации работников, ответственных за обеспечение безопасности судоходства, не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к государственным услугам. Кроме того, запрет на взимание платы за государственные услуги (услуги необходимые и обязательные для предоставления государственных и муниципальных услуг) установлен только в отношении услуг, которые на момент вступления в законную силу Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» соответствовали требованиям настоящего закона. Между тем, услуги по аттестации работников, ответственных за обеспечение безопасности судоходства, отнесены к услугам необходимым и обязательным при предоставлении государственных и муниципальных услуг только Постановлением Правительства РФ №352 от 06.05.2011. На основании и в порядке п.2 ч.3 ст.18 АПК РФ, в связи с отсутствием судьи Кощеевой М.Н. ввиду болезни, произведена замена председательствующего судьи Кощеевой М.Н. на председательствующего судью Богданову Р.А., после чего дело рассмотрено апелляционным судом сначала. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика, ФБУ «Камводпуть», доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просит решение отменить, жалобу удовлетворить. Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в судебном заседании, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Ответчик, ОАО «Речной порт «Сарапул», отзыв на апелляционную жалобу не подготовил, представителя в судебное заседание не направил. Неявка ответчика, ОАО «Речной порт «Сарапул», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения спора в его отсутствие в силу ст.156 АПК РФ. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 16.02.2012 между между ФБУ «Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ранее ФГУ «Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства») (исполнитель) и ОАО «Речной порт «Сарапул» (заказчик) заключен договор, по условиям которого исполнитель оказывает заказчику консультационные услуги по вопросам связанным с деятельностью внутреннего водного транспорта (по проведению аттестации исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства) (п.1.1 договора, л.д.13). Согласно п.1.2 договора к видам услуг относятся: проверка уровня знаний исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность судоходства и умение применять их в работе, предоставление помещения для заседания аттестационной комиссии, предоставление бланков, оформление и выдача удостоверений о прохождении аттестации установленного образца. Договор заключен на срок до 31.12.2011 и вступает в силу с момента его подписания (п.2.1 договора). В соответствии с п.4.2 договора стоимость услуг по настоящему договору составляет 4 000 руб. Во исполнение условий заключенного договора ОАО «Речной порт «Сарапул» перечислило ФБУ «Камводпуть» 4 000 руб. платежным поручением №85 от 01.03.2011 (л.д.15). Полагая, что договор от 16.02.2011 противоречит нормам действующего законодательства и является недействительным (ничтожным) истец обратился с настоящим иском. Суд первой инстанции, оценив предмет заключенного между ответчиками договора от 16.02.2011, пришел к выводу о том, что фактически правоотношения, связанные с проведением аттестации ФБУ «Камводпуть», являются оказанием государственных услуг, взимание дополнительной платы, за оказание которых, законом не предусмотрено, в связи с чем договор от 16.02.2011 является недействительным (ничтожным). Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения В соответствии со ст.27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.1 ст.52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований. Согласно п.4 ст.34 «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 №24-ФЗ бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства осуществляют проведение аттестации ответственных за обеспечение безопасности судоходства работников. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1748 от 31.12.2004 и п.1.1 Устава ФБУ «Камводпуть» данное учреждение подведомственно Федеральному агентству морского и речного транспорта и является организацией, осуществляющей функции по выполнению государственных работ в сфере внутреннего водного транспорта. Учредителем Управления является Российская Федерация. Порядок проведения аттестации работников, ответственных за безопасность судоходства, установлен Приказом Министерства транспорта РФ, Министерства труда РФ от 11.03.1994 №13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта». В силу п.2 указанного Приказа Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 №13/11 в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации. Основными задачами аттестации являются: проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность судоходства, полетов, движения автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта и умения применять их в работе; формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительных руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется Министерством транспорта Российской Федерации, согласно Приказу от 11.03.94 №13/11 (п.3 Положения). Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия (п.5 Положения). Согласно п.7 Положения аттестационная комиссия заслушивает сообщение аттестуемого о его работе, рассматривает представленные материалы и проверяет знания нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность движения транспортных средств, обеспечение соблюдения которых входит в служебные обязанности аттестуемых. В порядке п.9 Положения результаты аттестации (оценка, замечания и предложения) заносятся в аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании. Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле. Прошедшему аттестацию работнику выдается также удостоверение установленной формы, подписанное председателем комиссии и заверенное печатью. Таким образом, правоотношения, связанные с проведением аттестации, возникают по основаниям, предусмотренным законом. Проведение ФБУ «Камводпуть» аттестации работников, ответственных за безопасность судоходства является обязательным и необходимым условием, порядок проведения которого регламентирован законодательством. Фактически в данном случае имеют место правоотношения по оказанию государственных услуг, регулирование которых осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Как установлено п.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ государственная услуга - деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Согласно ст.8 Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Государственная пошлина взимается за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч.2 ст.8 Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010). Статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлены размеры государственной пошлины за действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации. Во исполнение требований законодательства ОАО «Речной порт «Сарапул» платежным поручением №84 от 01.03.2011 оплатило государственную пошлину в сумме 800 руб. (л.д.16). Пунктом 2 ст.9 Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, услуги, указанные в ч.1 настоящей статьи, оказываются за счет средств заявителя. Согласно перечню услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденному Постановлением Правительства №352 от 06.05.2011, аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу n А50-13326/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|