Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 по делу n А60-30715/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-11961/2012-АК г. Пермь 13 декабря 2012 года Дело № А60-30715/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2012 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю., судей Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С., при участии: от заявителя - Кредитный потребительский кооператив "Департамент финансов" (ОГРН 1096672014658, ИНН 6672301708): Шахметова О.Ю., паспорт, доверенность от 26.10.2012, Ковалева Ю.В., паспорт, доверенность от 30.05.2012, личность, полномочия и возможность участия которых в судебном заседании установлены арбитражным судом, осуществляющим организацию видеоконференц-связи, от заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): Огальцева Е.Н., удостоверение, доверенность от 19.11.2012, личность, полномочия и возможность участия которой в судебном заседании установлены арбитражным судом, осуществляющим организацию видеоконференц-связи, лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Кредитного потребительского кооператива "Департамент финансов" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2012 года по делу № А60-30715/2012, принятое судьей Плюсниной С.В., по заявлению Кредитного потребительского кооператива "Департамент финансов" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительным решения и предписания, установил: Кредитный потребительский кооператив "Департамент финансов" (далее – заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным решения №25 от 16.04.2012 и предписания №25 от 26.04.2012. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2012 года (резолютивная часть объявлена 14 сентября 2012г.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Кроме того, представил дополнение к апелляционной жалобе и пояснения. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что в период с 27.02.2012 по 01.03.2012 договоров с пайщиками на указанных в объявлениях условиях и без предоставления банковской гарантии заключено не было; кредитный кооператив привлекает и размещает денежные средства не на коммерческой основе; указанная в тексте объявления процентная ставка является фиксированной на момент заключения договора. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования и доводы апелляционной жалобы. Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляцион-ную жалобу с приложением документов, которые в силу ч.2 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) подлежат принятию. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании указал на законность и обоснованность судебного акта, отсутствие оснований для его отмены. Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке ст. 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Свердловской области, которым удостоверены личности и проверены полномочия участвующих в судебном заседании лиц. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области проведена проверка соблюдения Кредитным потребительским кооперативом «Департамент финансов» законодательства о рекламе, в ходе которой выявлен факт распространения рекламы в газете «Пенсионер» от 27.02.2012. Реклама содержала следующую информацию: «Предложение действительно с момента выхода рекламы. Кредитный потребительский кооператив «Департамент финансов». Наши клиенты получают качественные услуги, чувствуют свою защищенность и уверенность в помощи настоящих профессионалов. 20,5 % годовых. Накопительные и сберегательные программы. Краткосрочные займы. Все услуги только для членов кооператива. Ставки по сберегательным программам от 13 % до 20,5%». Далее в рекламе следует указание адресов, телефонов кооператива. По результатам проверки 16.04.2012 принято оспариваемое решение № 25 и вынесено предписание №25 от 26.04.12 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявитель, считая указанные акты недействительными, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа. В соответствии со ст.ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган либо лицо, принявший данный акт. Отношения в сфере рекламы, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон №38-ФЗ). Целями названного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст.1 Федерального закона №38-ФЗ). В п. 1 ст. 3 Федерального закона №38-ФЗ о рекламе содержится понятие рекламы как информации, распространяемой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Размещенная кооперативом в газете «Пенсионер» от 27.02.2012 информация носит рекламный характер, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовым услугам, оказываемым кооперативом членам-заемщикам. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон о кредитной кооперации) кредитный потребительский кооператив определяется как добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Согласно ч.1 ст.3 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: 1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; 2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. К числу финансовых организаций, оказывающих финансовые услуги, относится кредитный потребительский кооператив (п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Таким образом, деятельность по предоставлению займов и принятие личных сбережений пайщиков является финансовой услугой, оказываемой кредитным потребительским кооперативом гражданам, в связи с чем ссылка апеллятора на неоказание финансовых услуг является несостоятельной. Ненадлежащей согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона №38-ФЗ признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст. 28 Федерального закона №38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора (пункт 1), умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Согласно ст. 33 Федерального закона №38-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, при этом антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Как установлено судом первой инстанции, антимонопольным органом выявлено нарушение закона «О рекламе», выразившееся в том, что в газете «Пенсионер» от 27.02.2012 №9 (562) была размещена реклама «Департамент Финансов» следующего содержания: «Предложение действительно с момента выхода рекламы. Кредитный потребительский кооператив «Департамент финансов». Наши клиенты получают качественные услуги, чувствуют свою защищенность и уверенность в помощи настоящих профессионалов. 20,5 % годовых. Накопительные и сберегательные программы. Краткосрочные займы. Все услуги только для членов кооператива. Ставки по сберегательным программам от 13 % до 20,5%». Далее в рекламе следует указание адресов, телефонов кооператива. Как уже было отмечено выше, реклама финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. «Доходность» - способность приносить доход; «доходный» - приносящий доход, прибыльный, «доход» - деньги или материальные ценности, получаемые в результате какой - либо деятельности, заработок. «Эффективный» - дающий эффект, действенный; «эффект» - действие как результат чего-нибудь, следствие; «действенный» - способный воздействовать, активный. «Определить» - с точностью выяснить, установить («Толковый словарь» русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой). Таким образом, Федеральный закон «О рекламе» запрещает доведение до потребителей рекламы обещаний, гарантий того, что вследствие предоставления ими в настоящем своих денежных средств рекламодателю в будущем они получат деньги, материальные ценности, иной положительный эффект, если такой результат не может быть установлен на момент заключения договора. При этом обещаемый (гарантируемый) потребителю результат за предоставление им рекламодателю в настоящем денежных средств должен быть установлен уже при заключении договора. При наличии в рекламе услуги, связанной с принятием вклада, использованием им, хотя бы одного из условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица, в ней следует указывать иные условия, которые влияют на фактическую сумму доходов. Распространенная реклама обещает (гарантирует) потребителям рекламы получение ими в будущем определенной эффективности деятельности (доходности вложений) - 20,5 % годовых. Между тем, поскольку распространенная реклама услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Исходя из характера деятельности кредитного потребительского кооператива «Департамент Финансов», фактически обеспечивающей доходность, заявленная в рекламе эффективность деятельности (доходность вложений) под 20,5% годовых не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Соответственно, реклама финансовой услуги, предоставляемой указанным кооперативом, не может сопровождаться гарантиями или обещаниями в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанными на реальных показателях в прошлом. Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рассматриваемая реклама кредитного потребительского кооператива «Департамент финансов» не соответствует п.1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона №38-ФЗ. Довод апеллятора, что указанная в тексте объявления процентная ставка является фиксированной на момент заключения договора, подлежит отклонению, поскольку Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 по делу n А50-10633/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|