Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по делу n А71-8850/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-15234/2012-АК

г. Пермь

08 февраля 2013 года                                                        Дело № А71-8850/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н.В.,

судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,

при участии:

от заявителя Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов (ОГРН 1021800004797, ИНН 1835004462): Лучихин А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 09.01.2013, Цыганова Р.К., предъявлен паспорт, выписка из протокола заседания общего собрания от 05.06.2012, 

от заинтересованного лица Управления охраны фауны Удмуртской Республики (ОГРН 1051800560096, ИНН 1831104579): Кушнир Е.Е., предъявлен паспорт, доверенность от 10.01.2012 (л.д. 35, т. 1) 

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Управления охраны фауны Удмуртской Республики

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 19 ноября 2012 года по делу № А71-8850/2012,

принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,

по заявлению Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов

к Управлению охраны фауны Удмуртской Республики

о признании недействительными предписаний,

установил:

Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными предписаний Управления охраны фауны Удмуртской Республики (далее – заинтересованное лицо) от 26.03.2012 № 05/12-3, № 05/12-5, № 05/12-6, № 05/12-7, № 05/12-8 об устранении нарушений законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.11.2012, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление охраны фауны Удмуртской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, оспариваемые предписания соответствуют требованиям действующего законодательства, выданы Управлением охраны фауны Удмуртской Республики в соответствии с имеющимися полномочиями в целях приведения отношений с лицензионным пользователем в соответствие с действующим законодательством о животном мире.

Присутствовавший в судебном заседании представитель Управления охраны фауны Удмуртской Республики доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на жалобу; полагает, что оспариваемые предписания налагают на заявителя не предусмотренные законодательством обязанности; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов является лицензионным пользователем объектами животного мира на основании долгосрочных лицензий в пяти охотхозяйствах на территории Удмуртской Республики, в том числе: Юкаменское охотхозяйство – лицензия серии ХХ № 0209; Ярское охотхозяйство – лицензия серии ХХ № 0211; Кезское охотхозяйство – лицензия серии ХХ 2 № 0212; Сюмсинское охотхозяйство – лицензия серии ХХ № 0208; Граховское охотхозяйство – лицензия серия ХХ № 0210. Срок действия лицензий установлен с 29.09.2005 по 05.01.2024. Одновременно с указанными лицензиями Удмуртскому республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов выданы Условия пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (охотничьими животными), на территории Юкаменского, Ярского, Кезского, Сюмсинского, Граховского охотничьих хозяйств, являющиеся приложениями к указанным лицензиям (т. 2 л.д. 32-51).

На основании приказа начальника Управления охраны фауны Удмуртской Республики от 31.01.2012 № 01-04/06 в период с 27.02.2012 по 26.03.2012 проведена выездная проверка соблюдения Удмуртским республиканским союзом обществ охотников и рыболовов требований законодательства об охоте, сохранении охотничьих ресурсов и о животном мире. Результаты проверки оформлены актом государственного контроля юридического лица от 26.03.2012 № 05/12 (т. 1 л.д. 48-62).

По результатам проверки Управлением охраны фауны Удмуртской Республики выданы предписания об устранении нарушений законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов от 26.03.2012 № 05/12-3, № 05/12-5, № 05/12-6, № 05/12-7, № 05/12-8 (л.д. 63-67, т. 1).

Полагая, что указанные предписания не соответствуют законодательству, возлагают на Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов не предусмотренные законодательством обязанности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая предписания Управлением охраны фауны Удмуртской Республики от 26.03.2012 № 05/12-3, № 05/12-5, № 05/12-6, № 05/12-7, № 05/12-8, недействительными, исходил из того, что указанные ненормативные акты не соответствуют положениям Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», возлагают на Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов не предусмотренные законодательством обязанности.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными, в связи с чем не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно предписанию № 05/12-3 (т. 1 л.д. 34) Управление охраны фауны Удмуртской Республики возложило на Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов обязанность до 30.11.2012 и в дальнейшем постоянно представлять в Управление первичные материалы по учету численности ресурсов, подтверждающие проведение учета ондатры, норки и выдры осенним маршрутным учетом по водоемам, а также  картосхему направления основных перемещений волка в Ярском охотхозяйстве. Основанием для представления первичных учетных материалов указаны ст. 40 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», п. 4 Условий пользования животным миром, утвержденных Приказом Управления охраны фауны Удмуртской Республики от 22.06.2009 № 01-03/41.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Федеральный закон «О животном мире») пользователи животным миром обязаны, в частности, осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира.

Таким образом, нормативными актами предусмотрена обязанность пользователей животным миром осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, представлять данные об учете в уполномоченный орган исполнительной власти, но не предусмотрена обязанность пользователя объектами животного мира представлять в контролирующие органы именно первичные материалы по учету численности охотничьих ресурсов.

Из содержания акта проверки следует, что в Ярском охотхозяйстве отсутствуют первичные материалы учета норки и выдры: обрисовка маршрутов, анкета по учету животных.

Как правильно отметил суд первой инстанции, в решении Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-668/2010, вступившем в законную силу, сделаны выводы о том, что из анализа п. 4 Условий пользования объектами животного мира и Положения об Управлении охраны фауны Удмуртской Республики не следует, что Управление наделено правом возлагать на Общество охотников обязанность по осуществлению учета численности, добычи и гибели охотничьих животных именно в соответствии с методиками и требованиями по их проведению, рекомендованными Управлением охраны фауны Удмуртской Республики.

Изложенный в апелляционной жалобе довод Управления охраны фауны Удмуртской Республики на наличие соответствующих Методик по учету численности, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанные Методики носят рекомендательный характер (т. 1 л.д. 45-125).

Доказательства того, что Удмуртским республиканским союзом обществ охотников и рыболовов не представлены в Управление охраны фауны Удмуртской Республики данные о численности и состоянии охотничьих ресурсов по Ярскому охотхозяйству, или итоговые сведения о численности охотничьих животных, представленные в контролирующий орган, не соответствуют действительности, в материалах дела не имеется.

На основании изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о недействительности оспариваемого предписании № 05/12-3, как несоответствующего нормам Федерального закона «О животном мире», Положения об Управлении охраны фауны Удмуртской Республики.

В предписании № 05/12-5 (т. 1 л.д. 31) Управление охраны фауны Удмуртской Республики указало на обязанность Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов осуществлять проведение биотехнических мероприятий на закрепленных охотничьих угодьях в объеме и составе, определяемом документом внутрихозяйственного охотустройства. Срок выполнения предписания 26.03.2012. Основанием для выдачи предписания указаны п. 11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 приложения к Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.12.2010 № 560.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к биотехническим мероприятиям относятся меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов. Проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения. Содержание биотехнических мероприятий, порядок их проведения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации. Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации. Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Состав и структура схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, порядок ее составления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Внутрихозяйственное охотустройство направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.

В Приказе Минприроды Российской Федерации от 23.12.2010 № 559, которым утвержден порядок организации внутрихозяйственного охотустройства, также определено, что такое устройство обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Из имеющихся в материалах дела доказательств видно, что заявитель осуществляет пользование объектами животного мира на основании долгосрочных лицензий и Условий пользования объектами животного мира, в которых прописаны, в том числе порядок и сроки проведения биотехнических мероприятий.

В ч. 1, ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по делу n А60-39222/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также