Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2013 по делу n А60-33171/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

№ 17АП-15256/2012-ГК

 

г. Пермь

18 февраля 2013 года                                                       Дело № А60-33171/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  18 февраля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи                                                   Масальской Н.Г.,

судей                                                              Дружининой Л.В., Назаровой В.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аветисян Е.А.,

 

при участии:

от третьего лица, государственного учреждения Военный комиссариат Свердловской области: Павлова И.И., доверенность от 17.09.2012, паспорт;

от истца, открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания", от ответчиков, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, от третьего лица, открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» – не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца, открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания", ответчиков, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 28 ноября 2012 года

по делу № А60-33171/2012,

принятое судьей Комлевой О.В.,

по иску открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" (ОГРН 1036601624443, ИНН 6626013800)

к федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации

третьи лица: государственное учреждение Военный комиссариат Свердловской области, открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление»

о взыскании задолженности по государственному контракту поставки энергоресурсов и оказания услуг, неустойки,

установил:

Открытое акционерное общество "Полевская коммунальная компания" (далее – ОАО "Полевская коммунальная компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) о взыскании: с ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (основного должника), при недостаточности средств с собственника имущества – Российской Федерации в лице Минобороны России за счет средств казны Российской Федерации (субсидиарного должника) задолженности по оплате энергоресурсов (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение), отпущенных в период с 01.01.2010 по 31.12.2011 в рамках государственного контракта поставки энергоресурсов и оказания услуг № 798-3К от 01.01.2010, в сумме 565 298 руб. 83 коп., неустойки (пени), предусмотренной пунктом 5.4 указанного государственного контракта, в размере процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за период с 01.01.2010 по 25.07.2012 в сумме 61 585 руб. 53 коп. (т.1 л.д.10-12).

Определениями Арбитражного суда Свердловской области от 27.08.2012, от 24.10.2012 (т.1 л.д.1-3; т.2 198-201) в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение Военный комиссариат Свердловской области (далее – ГУ Военный комиссариат Свердловской области), открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – ОАО «РЭУ»).

До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дважды заявлял ходатайства об изменении размера исковых требований (т.2 л.д.163-164; т.3 л.д.1-2), которые были рассмотрены и удовлетворены судом первой инстанции (т.2 л.д.195-197; т.3 л.д.41-42), в результате чего предметом рассмотрения явились требования истца о взыскании с ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (основного должника), при недостаточности средств с собственника имущества – Российской Федерации в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации 571 926 руб. 89 коп. основного долга, а также 68 610 руб. 83 коп. за просрочку оплаты поставленных энергоресурсов за период с 10.02.2010 по 25.07.2012 на основании пункта 5.4. государственного контракта поставки энергоресурсов и оказания услуг № 798-3К от 01.01.2010.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 ноября 2012 года (резолютивная часть от 21.11.2012, судья О.В.Комлева) исковые требования удовлетворены частично. С ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России (правопреемник ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России) в пользу ОАО "Полевская коммунальная компания" взыскано 520 571 руб. 65 коп., в том числе 458 051 руб. 58 коп. основного долга и 62 520 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 12 849 руб. 56 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска. В случае недостаточности у ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России денежных средств в сумме 304 160 руб. 42 коп., из которых 262 610 руб. 37 коп. основного долга и 41 550 руб. 05 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 9 083 руб. 21 коп. государственной пошлины, постановлено взыскать указанные денежные средства с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет средств федеральной казны. В остальной части иска отказано. С ОАО "Полевская коммунальная компания" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 1 504 руб. 77 коп. (т.3 л.д.46-58).

Истец, ОАО "Полевская коммунальная компания", не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оплате энергоресурсов и оказанных услуг за период с 01.07.2011 по 31.12.2011, обратился с апелляционной жалобой в которой просил решение изменить и принять новый судебный акт.

Заявитель полагает, что судом, при рассмотрении дела и вынесении решения не были выяснены все обстоятельства дела, неверно применены нормы процессуального и материального права.

Истец не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что государственный контракт поставки энергоресурсов и оказания услуг 798-3К от 01.01.2010 в силу статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации был прекращен 30.06.2011 и с 01.07.2011 надлежащим ответчиком является ОАО «РЭУ» на основании заключенного контракта № 798-5к от 01.07.2011. Указал, что по условиям дополнительных соглашений на плательщика ОАО «РЭУ» возложена обязанность по оплате за оказанные абоненту услуги поставки энергоресурсов. Вместе с тем такая ответственность лица, выступающего в рассматриваемом случае плательщиком, нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и другими действующими законами не предусмотрена. ОАО "Полевская коммунальная компания" по отношению к ответчику ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России является энергоснабжающей организацией, а ответчик – абонент, энергопринимающее устройство которого присоединено к сетям энергоснабжающей организации. Факт присоединения объекта ответчика к системам централизованного отопления, водоснабжения и канализации подтверждается подписанными сторонами актами разграничения эксплуатационной ответственности, актами об установлении границ ответственности и балансовой принадлежности.

При таких обстоятельствах истец считает, что плательщик ОАО «РЭУ» не может быть признан ответственным лицом, с которого энергоснабжающая организация вправе взыскать задолженность абонента. В связи с этим, по мнению ОАО "Полевская коммунальная компания", у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, образовавшейся в период с 01.07.2011 по 31.12.2011 с ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России и Минобороны России.

Ответчик, Российская Федерация в лице Минобороны России, с решением суда не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований истца к Минобороны России отказать в полном объеме.

Минобороны России считает, что отсутствуют основания для взыскания стоимости поставленной тепловой энергии на объекты третьего лица (Военный комиссариат Свердловской области) как с основного должника ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, так и с Минобороны России.

Заявитель оспаривает вывод суда о том, что ответчик в силу контракта от 01.01.2010 № 798-ЗК и положений статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации является стороной обязательств по оплате оказываемых услуг, указав, что такая ответственность плательщика как обязанность по оплате за поставленные абоненту энергоресурсы нормами § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и другими действующими законами не предусмотрена. По мнению Минобороны России, плательщик не может быть признан ответственным лицом, с которого энергоснабжающая организация вправе взыскать задолженность абонента; возложение исполнения обязательства по оплате энергоресурсов, поставляемых энергоснабжающей организацией абоненту, не представляет собой перемену лиц в обязательстве, в связи с чем обязанным оплатить принятые энергоресурсы продолжает оставаться Военный комиссариат; государственный контракт в указанной части не является договором переводом долга. В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на сложившуюся судебную практику по аналогичным делам (решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.06.2012 по делу А60-7456/2012, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 и Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.12.2012 по этому же делу).

Ответчик полагает, что поскольку отсутствуют доказательства принадлежности на каком-либо праве ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России либо Минобороны России объектов системы теплоснабжения, присоединённых к системе теплоснабжения истца, то именно Военный комиссариат, как потребитель, обязан был оплатить тепловую энергию. Однако суд не учёл данное обстоятельство.

Ответчик, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

Указал, что ФГКЭУ «Широкореченская КЭЧ района» не являлось участником правоотношений между истцом (Предприятие - Поставщик) и ГУ Военный комиссариат Свердловской области (Заказчик) по договору энергоснабжения. Следовательно, вышеуказанное учреждение (ответчик) не может быть признано стороной по договору. В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации абонентом в рассматриваемом случае является Военный комиссариат: факт получения им в течение спорного периода тепловой энергии не оспаривается; в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ФГКЭУ «Широкореченская КЭЧ района» владело теплопотребляющими установками, которые были присоединены к сетям ОАО "Полевская коммунальная компания"; услуги по поставке энергоресурсов и водоотведению оказывались по адресу: г. Полевской, ул. Степана Разина, д. 24, ул. Коммунистическая, д. 16. ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России не потребляло энергоресурсы, не выступало абонентом в обязательствах, возникших из энергоснабжения.

Заявитель считает, что наличие условия государственного контракта о возложении на Плательщика (ответчика в настоящем споре) обязанности по оплате энергоресурсов: тепловой энергии на отопление, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (питьевая вода), подготовки химоочищенной воды и услуг по водоотведению, не означает замену стороны в указанном договоре. На ответчика как на третье лицо в обязательственных правоотношениях между Поставщиком и Заказчиком энергоресурсов возложена только обязанность по оплате данных энергоресурсов. При этом у Плательщика отсутствуют корреспондирующие этой обязанности права (все счета-фактуры, акты направлялись Заказчику, который и контролировал процесс исполнения обязательств со стороны Поставщика). Возложение исполнения обязательства, в том числе и возникающего из договора, на третье лицо означает лишь то, что сторона вправе выбрать один из двух вариантов: сама исполнить обязательство или передать его исполнение третьему лицу.

Действующим законодательством не установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору ответственность несет плательщик, не являющийся стороной по такому договору.

Согласие кредитора (истца) на принятие исполнения обязательства от ответчика (плательщика) не означает его согласия на замену должника в обязательстве, которое регулируется положениями иных норм, в частности, статьей 391 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного заявитель делает вывод о том, что именно у Военного комиссариата Свердловской области как у потребителя поставленной истцом тепловой энергии и иных ресурсов возникла обязанность по их оплате. ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по исковым требованиям ОАО «Полевская коммунальная компания».

Кроме того, ответчик указал, что Минобороны России с ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт от 20.07.2010 № 1-ТХ на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Минобороны России, в том числе по расчетам со сторонними поставщиками тепловой

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2013 по делу n А60-29867/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда полностью и принять новый судебный акт  »
Читайте также