Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2013 по делу n А50П-45/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6093/2013-АК

г. Пермь

01 июля 2013 года                                                   Дело № А50П-45/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С. Н.

судей  Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания Вихаревой М.М.,

при участии:

от истца  Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края: Томилин В.Г. – представитель по доверенности от 10.01.2013,

от ответчика ООО "Ёгвинская сельская врачебная амбулатория": Калинина  С.А. – директор, предъявлен паспорт, Бражкина О.Н. – представитель по доверенности от 09.01.2013,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ООО "Ёгвинская сельская врачебная амбулатория"

на решение  Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре

от 09 апреля 2013 года

по делу № А50П-45/2013,

принятое судьей Даниловым А.А.

по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)

к ООО "Ёгвинская сельская врачебная амбулатория" (ОГРН 1085981000533, ИНН 5981003104)

о восстановлении и возврате средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, взыскании штрафа,

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее – Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с иском к ООО "Ёгвинская сельская врачебная амбулатория" (далее – Общество, ответчик)  о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа.

Решением Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 09 апреля 2013 года исковые требования частично удовлетворены: суд обязал Общество восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению за 2009, 2010 год в сумме 85 018 рублей 66 копеек путем перечисления на собственный счет, возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края средства, использованные не по целевому назначению за 2011 год в сумме 30 136 рублей 56 копеек путем перечисления на счет ТФОМС Пермского края, взыскал с Общества штраф в сумме 3 013 рублей 60 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам.

В обоснование жалобы ее заявитель указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований. По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что  нарушение допущено Обществом вследствие отсутствия собственных денежных средств для оплаты спорных расходов ( всего 74 509 рублей = 30 000+ 38 075+ 6 434)- 30 000 рублей, направленных на выплату судебных расходов по решению суда, 38 075 рублей, направленных на оплату продуктов питания сотрудникам больницы, работающих во вредных условиях. Кроме того, в дополнении к жалобе Общество указывает на то, что сумма в размере 6 434 руб., потраченная на уплату НДС за 3,4 квартал 2009 года, не является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. В остальной части решение не оспаривают.

Участвующие в судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Фонд письменный отзыв на жалобу не представил.

Представитель Фонда в судебном заседании против доводов жалобы возражает, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на правомерность взыскания средств.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения проверки Общества на предмет использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, оформленной актом №22 от 31.08.2012, Фондом выявлены нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании средств ОМС в сумме 117 004,22 руб. В акте содержится требование о возврате в бюджет ТФОМС Пермского края денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 30 136,56 руб., восстановлении на собственном счете 86 867,66 рублей, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в сумме 28 375,26 рублей.

Фондом вынесено предписание об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки  07.08.2012 – 31.08.2012, предписывающее восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в сумме 85 018,66 рублей путем перечисления на собственный счет (счет медицинской организации) по учету средств ОМС за счет средств бюджета, платных услуг населению или средств собственника.

Неисполнение требований Фонда в добровольном порядке явилось основанием для обращения в суд с требованиями по настоящему делу.

Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу о доказанности факта нецелевого использования средств ОМС, в связи с чем  удовлетворил требования Фонда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В пунктах 1 и 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

С 01.01.2011 отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ)

Пунктом 2 статьи 39 Федерального Закона № 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Согласно части 5 пункта 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в том числе согласно части 12 пункта 7 вышеуказанной статьи осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с пунктом 7 раздела 1 Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Законом Пермского края от 02.12.2010 № 713-ПК расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 1 января до 29 марта 2011 года - Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года -Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Пермского края на 2011 год, Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе ОМС на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств ОМС, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и ПКФОМС. В соответствии с Тарифным соглашением на 2011 год, являющимся Приложением № 3 к решению согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС от 28.01.2011 года, протокол № 39 (далее - Тарифное соглашение на 2011 год) допускаются следующие затраты, возмещаемые за счет средств ОМС по статье 290 «прочие расходы», в том числе: расходы на уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней, расходы на уплату разного рода платежей, государственных пошлин и сборов в установленных законодательством Российской Федерации случаях (в том числе связанные с получением лицензий на осуществление медицинской деятельности), возмещение убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) медицинских организаций в части возмещения застрахованным расходов на приобретение медикаментов по актам СМО.

За счет средств ОМС не возмещаются:  расходы, связанные с уплатой государственных пошлин и судебных издержек по судебным делам, не связанным с деятельностью МО по ОМС, а также по судебным делам в связи c рассмотрением исков Фонда к МО; расходы на уплату штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за нарушение договорных обязательств и других экономических санкций; другие расходы, отнесенные к статье 290 «Прочие расходы» в соответствии с действующей классификацией операций сектора государственного управления.

В соответствии с пунктом 7 раздела I Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной Законом Пермского края от 30.12.2008 №361-ПК, пунктом 7 раздела I Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Законом Пермского края от 25.12.2009  №561-ПК расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующей Единой методики расчета тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, Порядка определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 7 раздела I Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Законом Пермского края от 02.12.2010 №713-ПК расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 1 января до 29 марта 2011 года - Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года - Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2011 год, Порядка определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Приложением № 1 и действующей классификацией расходов допускаются следующие затраты, возмещаемые за счет средств ОМС по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», в том числе: расходы на приобретение продуктов питания, за исключением обеспечения специальным питанием медицинских работников, работа которых связана с вредными и опасными для здоровья и жизни условиями труда.

В соответствии с Тарифным соглашением на 2011 год допускаются следующие затраты, возмещаемые за счет средств ОМС по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», в том числе: расходы на приобретение продуктов питания, за исключением обеспечения специальным питанием медицинских работников, работа которых связана с вредными и опасными для здоровья и жизни условиями труда.

Судом первой инстанции установлены и материалами

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2013 по делу n А60-4059/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также