Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2013 по делу n А50-3043/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6149/2013-АК

г. Пермь

08 июля 2013 года                                                   Дело № А50-3043/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей Осиповой С.П., Васевой Е.Е.,   

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,

при участии:

от заявителя -  Общества с ограниченной ответственностью "Новомет-Сервис"  (ОГРН 1038600500795, ИНН 8602228550): Родионов А.Г., паспорт, доверенность от 16.01.2013, Костарев В.Ф., паспорт, доверенность от 03.04.2013,

от заинтересованного лица - Главного управления МЧС России по Оренбургской области в лице ОНД г.Сорочинска и Сорочинского района   (ОГРН 1045605472747, ИНН 5610084427): не явился, извещен надлежащим образом,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица - Главного управления МЧС России по Оренбургской области в лице ОНД г.Сорочинска и Сорочинского района

на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 апреля 2013 года

по делу № А50-3043/2013,

принятое судьей Власовой О.Г.,

по заявлению ООО "Новомет-Сервис"

к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области в лице ОНД г.Сорочинска и Сорочинского района  

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

         ООО "Новомет-Сервис" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления МЧС России по Оренбургской области в лице ОНД г.Сорочинска и Сорочинского района  (далее - заинтересованное лицо) от 24.01.2013 №217 о привлечении к административной ответственности по ч.ч.1,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

         Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 апреля 2013 года  (резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2013 года) заявленные требования удовлетворены.

         Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обжалует решение в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований -отказать.

         Доводы жалобы сводятся к доказанности в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.ч.1,4 ст.20.4 КоАП РФ. 

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

  Заявитель  по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

  Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал изложенную в письменном отзыве позицию.

  Суд апелляционной инстанции рассмотрел в порядке ст.159 АПК РФ и отклонил ходатайство административного органа о приобщении к материалам дела дополнительных документов  ввиду отсутствия к тому процессуальных оснований. Представленные документы обозрены судом, их содержание свидетельствует о позиции административного органа относительно законности предписания, которое не является предметом рассмотрения настоящего дела, и содержит разъяснение вышестоящего органа о применении и проверке расчета пожарного риска, вышеуказанная позиция изложена в апелляционной жалобе. Представленные документы в силу положений ст.65 АПК РФ не содержат сведения о фактах, на основании   которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, поэтому не могут быть рассмотрены в качестве доказательств в порядке ст.268 АПК РФ.

  Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

  Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

         Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 01.12.2012 по 28.12.2012 на основании распоряжения №246 от 16.11.2012 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за выполнением предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №93/1/22 от 11.05.2012 по адресу: г.Сорочинск, ул.Зеленая, 17.

         В ходе проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения ООО «Новомет-Сервис» требований нормативных актов в области пожарной безопасности:

         1) отсутствует ограждение на кровле здания в соответствии с ГОСТ 25772-83 (СНиП 21-01-97 п.8.11);

         2) имеющееся ограждение кровли с одной стороны склада содержится в неисправном состоянии (выполнено с отступлениями от требований ГОСТ 25772-83, не защищено от коррозии) и не испытывалось (п.24 ППР в РФ, п.п.1.3, 2.10 ГОСТ 25772-83);

         3) ступени на путях эвакуации в пределах лестничной клетки выполнены различной высоты (СНиП 21-01-97 п.6.28);

         4) третий этаж здания не обеспечен вторым эвакуационным выходом (п.2 ст.52, ст.53, п.3 ст.89 ФЗ-123 от 22.07.2008, п.4.4.6 СП 1.13130.2009, п.6.2.1 СНиП 31-05-2003, п.п.6.13, 6.9, 6.15, 6.19, 6.28, 6.34 СНиП 21-01-97, п.п.4.1, 4.5 СНиП II-А.50-70, п.2.10 СНиП II-92-76).

         Выявленные факты послужили основанием для составления в отношении заявителя 10 января 2013 года протоколов об административном правонарушении по ч. ч.  1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

         24 января 2013 года административным органом рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление №217, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. ч.  1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Полагая, что  постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд  с соответствующим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений.

Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

         Согласно ч.1 ст.20.4  КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

         В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

  Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ). Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ). Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности (далее – ППР в РФ).

   В силу статьи 2 Федерального закона №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

  В силу статьи 3 Закона №123-ФЗ правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и данный Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

         В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности -   национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

  В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

   В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

   Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009 № 1573.

   Правила разработки и утверждения сводов правил утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 №858, в соответствии с которыми  своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 3) и являются составной частью национальной системы стандартизации Российской Федерации (пункт 4).

   Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности, соответственно правила носят обязательный для исполнения характер.

   Кроме того, требования пожарной безопасности содержатся в строительных нормах и правилах, которые подлежат исполнению, поскольку их применение также обеспечивает соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности к объекту технического регулирования.

          Таким образом, требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей.

         Статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2013 по делу n А50-24811/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также