Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу n А50-9353/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9656/2013-АК

 

г. Пермь

05 сентября 2013 года                                                   Дело № А50-9353/2013­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н.М.

судей: Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.

при участии:

от заявителя ООО "Урал-К" (ОГРН 1095905004084, ИНН 5905271912)  - Мокрушин А.А., доверенность от 18.04.2013

от заинтересованного лица Государственного учреждения – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025903379798, ИНН 5904100537)  - Крашенинникова С.А., доверенность от 08.11.2012

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Урал-К"

на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 июня 2013 года

по делу № А50-9353/2013,

принятое судьей М.А. Катаевой

по заявлению ООО "Урал-К" 

к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 

о признании решений незаконными,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Урал-К» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением  о признании незаконными решений Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ - ПРО ФСС, фонд, заинтересованное лицо) № 132086 от 30.10.2012 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 134 757 руб., № 1981 от 30.10.2012 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 134 757 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что Ситникова О.В. принята по трудовому договору, с окладом, соответствующем ее квалификации; с выплат произведены отчисления в пенсионный фонд; все документов были представлены при проведении проверки и в дело; решение получено заявителем 28.03.2013, Мозжегорова Л.В. не является сотрудником заявителя, и никакие документы не передавала.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу,  решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 01.01.2012 между обществом «Урал-К» (работодатель) и гражданкой Ситниковой О.В. (работник) заключен трудовой договор, по условиям которого работник принят на должность заместителя директора по финансам с окладом 34 500 руб. (л.д.28-30), в трудовую книжку работника занесена соответствующая запись (л.д. 31-32).

На основании листка нетрудоспособности застрахованному лицу предоставлен отпуск по беременности и родам на срок с 11.07.2012 по 27.11.2012 (л.д.37).

По расходному кассовому ордеру № 5 от 12.07.2012 работнику выплачено 159 765,38 руб. в качестве пособия по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности от 11.07.2012 (л.д.16).

29.08.2012 общество «Урал-К» обратилось в ГУ - ПРО ФСС с заявлением о возмещении расходов на выплату пособия по беременности и родам в сумме 159 230,40 руб. и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в сумме 534,98 руб. (л.д.25).

На основании заявления страхователя ГУ - ПРО ФСС проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 28.09.2012 № 132086 (л.д.44-46).

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки 30.10.2012 заместителем управляющего ГУ – ПРО ФСС приняты решение № 1981 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и решение № 132086 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (л.д.12,13).

Указанными решениями обществу отказано в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 134 757 руб., предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения в указанной сумме. Пособие по беременности и родам Ситниковой О.В. рассчитано из минимальной заработной платы.

Не согласившись с данными решениями ГУ - ПРО ФСС, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что создание обществом искусственной ситуации в целях получения денежных средств из бюджета Фонда социального страхования, подтверждается материалами дела, кроме того, заявителем пропущен срок на обжалование решений фонда.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что Ситникова О.В. принята по трудовому договору, с окладом, соответствующем ее квалификации; с выплат произведены отчисления в пенсионный фонд; все документов были представлены при проведении проверки и в дело; решение получено заявителем 28.03.2013, Мозжегорова Л.В. не является сотрудником заявителя, и никакие документы не предавала.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006г. №255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.

В силу пункта 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006г. №255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

Согласно статье 2.2 Федерального закона от 29.12.2006г. №255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В силу части 1, пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006г. №255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.

Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается: застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с частями 1-6 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006г. №255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

Таким образом, из существа вышеуказанных нормативных актов и п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств из фонда социального страхования, является основанием для отказа в возмещении таких расходов.

Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.

Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала.

Из представленных в дело документов усматривается, что до принятия на работу Ситниковой О.В. (01.01.2012) в штатном расписании общества отсутствовала должность заместителя директора по финансам, которая появилась только 30.12.2011 (л.д.38,39). При этом в штатном расписании на 2012 года оклад заместителя директора по финансам в несколько раз превышает оклады генерального директора, коммерческого директора и других работников (л.д. 39).

Доказательства принятия иного лица на должность зам.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу n А60-11123/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также