Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2013 по делу n А50-23648/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-9050/2013-АК г. Пермь 09 сентября 2013 года Дело № А50-23648/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года. Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2013 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н.М. судей: Голубцова В.Г., Сафоновой С.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л. при участии: от истца Администрации Гремячинского муниципального района - не явились от ответчика ООО "Перспектива" - Струков А.В., доверенность от 19.01.2013, Ибатуллин Р.М., директор, Протокол № 1 от 30.08.2013, Приказ № 3 от 30.08.2013 от третьего лица Министерства энергетики Российской Федерации – не явились лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Администрации Гремячинского муниципального района на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июня 2013 года по делу № А50-23648/2012, принятое судьей Е.Д. Антоновой по иску Администрации Гремячинского муниципального района к ООО "Перспектива" третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации о взыскании задолженности, пени, установил: Администрация Гремячинского муниципального района (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края к ООО «Перспектива» (далее – общество) с иском о взыскании с задолженности в сумме 8 000 000 руб. по договору от 30.10.2006 г. № 50 «О порядке предоставления и использования средств за счёт субвенций, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и поселков, для финансирования проекта на возвратной основе» и пени в сумме 6 153 915 руб. Определением Арбитражного суда Пермского края от 04.03.2013 г. принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском встречное исковое заявление ООО «Перспектива» о признании договора от 30.10.2006 г. № 50 «О порядке предоставления и использования средств за счёт субвенций, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и поселков, для финансирования проекта на возвратной основе» недействительным в части возврата денежных средств: пункт 1.1, пункт 2.1 з), пункт 2.1 и), пункт 3.1, пункт 3.3, пункт 3.4, Приложение № 3 к договору (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ). Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.06.2013 в удовлетворении исковых требований Администрации Гремячинского муниципального района отказано, встречные исковые требования ООО «Перспектива» удовлетворены. Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Гремячинского района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ее заявитель указывает, что обязанность по возврату заемных средств предусмотрена статьей 810 ГК РФ и условиями договора. В связи с тем, что ответчик не вернул сумму займа в установленный срок, у истца имелись правовые основания для обращения в суд требованиями о взыскании суммы задолженности с начислением пени за нарушение условий договора (п.3.1 договора). До начала судебного заседания от третьего лица поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считают законными и обоснованным, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Истец и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 30.10.2006 г. между Администрацией Гремячинского муниципального района Пермского края (Администрация) и ООО «Перспектива» (Конечный получатель) подписан договор № 50, по условиям которого Администрация осуществляет частичное финансирование проекта «Реконструкция лесообрабатывающего комплекса в г. Гремячинске» за счёт субвенций, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и поселков, предоставляемых в соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006 № 40 «О реализации в 2006 году постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428» по направлению «Завершение мероприятий по созданию новых рабочих мест». Согласно условиям договора Конечный получатель обязуется обеспечить реализацию Проекта в течение 2006-2007 г. г., целевое использование предоставленных средств, а также возврат средств, полученных от Администрации по настоящему договору, в установленные сроки. За нарушение предусмотренных Приложением № 3 сроков возврата предоставленных средств Конечный получатель выплачивает пени в размере 0,1% от несвоевременно возвращённой суммы за каждый день просрочки, а также проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами в размере, определяемом исходя из учётной ставки, установленной Центральным Банком РФ на период, в течение которого было допущено нарушение (п.3.1 договора). В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 указанного договора администрация Гремячинского муниципального района частично профинансировала на возвратной и срочной основе проект «Реконструкция лесообрабатывающего комплекса г. Гремячинска», за счёт субвенций направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтёрских городов и поселков в размере 8 000 000 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платёжными поручениями. Данное финансирование было осуществлено за счёт средств федерального бюджета за счёт субвенций предоставленных с участием уполномоченного федерального органа - Министерства энергетики РФ. Учитывая, что обществом в предусмотренные графиком сроки сумма займа 8 000 000руб. не была возвращена, администрация обратилась с иском о взыскании суммы задолженности с начислением пени в соответствии с п.3.1 договора. Полагая, что данный проект был осуществлен конечным получателем за счёт средств федерального бюджета в виде субсидий в размере 8 000 000руб., которые в соответствии с ч.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, общество обратилось со встречным исковым заявлением о признании договора № 50 от 30.10.2006 г. недействительным в части обязанности по возврату денежных средств. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворяя встречные исковые требования, пришел к выводу, что обществом были получены за счет федерального бюджета субсидии, которые носят безвозмездный и безвозвратный характер и направлены обществом по целевому назначению – на реализацию проекта и создание рабочих мест. При этом администрация превысила свои полномочия и незаконно включила в условия договора ряд положений и обязательств по возврату средств федерального бюджета, которые были выделены органам местного самоуправления на создание новых рабочих мест. Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в соответствии с нормами гражданского законодательства и условиями договора, общество обязано вернуть заемные средства с начислением пени за нарушение обязательств по договору. Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим. Статьёй 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены термины и даны понятия, применяемые в Кодексе, в том числе дано понятие субвенции, которая является бюджетными средствами, предоставляемыми бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определённых целевых расходов. В соответствии с ч.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг». Предоставление субсидий и субвенций, в том числе, на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается: из местных бюджетов-в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки. Из анализа указанных норм права следует, что возврату в бюджет подлежат только субсидии и субвенции в случае их нецелевого использования. На основании ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка), либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения. (ст. 167 ГК РФ). В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В силу ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительность прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Порядок и условия финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (в редакции, действовавших в период 2005-2006) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (разработанного во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и поселков, утверждены «Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и поселков». (далее - Правила). В соответствии с п.1 данные Правила разработаны во исполнение ч.2 ст. 45 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год», устанавливают порядок и условия предоставления за счёт средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и поселков". Согласно п.2 Правил предоставление субвенций осуществляется Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи и в пределах, утверждённых в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Пунктом 3 Правил предусмотрено, что субвенции предоставляются местным бюджетам шахтёрских городов и поселков на следующих условиях: -использование субвенций органами местного самоуправления шахтёрских городов и поселков на финансирование реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, в котором, указано, что субвенции направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: завершение реализации мероприятий по созданию новых рабочих мест (п.5 подп. "д"); -предоставления органами местного самоуправления шахтёрских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике: -перечня отобранных на конкурсной основе объектов, где создаются новые рабочие места, которые включены в муниципальные программы и обеспечения проектной документацией (подп. «б»); -финансирование завершения реализации мероприятий по созданию новых рабочих мест осуществляется в форме предоставления субсидий исполнителям проектов (п.16). Таким образом, уполномоченным федеральным органом в соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и поселков выступает Министерство энергетики РФ. Из материалов дела, в том числе ответа Министерства энергетики РФ № 11-133 от 25.03.2013 г., судом установлено, что Администрацией Гремячинского муниципального района из федерального бюджета для реализации проекта по созданию новых рабочих мест «Реконструкция лесоперерабатывающего комплекса в г. Гремячинске» были предоставлены (перечислены) субвенции в размере 8 000 000 руб., а также определен исполнитель проекта - ООО «Перспектива» и размер предоставляемой ему субсидии - 8 000 000 руб. Судом первой инстанции установлено и истцом не оспаривается, что обществом в установленные сроки проект реализован и созданы рабочие места за счет средств федерального бюджета, полученных в виде субсидии в размере 8 000 000руб., а также за счет собственных средств в размере 8 000 000руб. В письме Министерство энергетики РФ также указало, что по результатам контрольных мероприятий «Аудит эффективности использования средств федерального бюджета (в том числе субвенций), выделенных на реструктуризацию угольной промышленности в 2000-2005 годы, а также на реализацию программ местного развития…» на имя Министра промышленности и энергетики Российской Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2013 по делу n А60-1289/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|