Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу n А60-51309/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9773/2013-ГК

г. Пермь

18 сентября 2013 года                                                         Дело № А60-51309/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Назаровой В. Ю.                                 

судей Лихачевой А.Н., Рубцовой Л.В.,                                                

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Андреевской Е.И.,

при участии:

от истца, открытого акционерного общества "Российские  железные  дороги" в лице филиала  "Свердловская железная дорога"; от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Железнодорожное" – не явились;

 лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – общества с ограниченной ответственностью "Железнодорожное"

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 25 июня 2013 года

по делу № А60-51309/2012,

принятое судьей Проскуряковой И.А.

по иску открытого акционерного общества "Российские  железные  дороги" в лице филиала  "Свердловская железная дорога" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

к обществу с ограниченной ответственностью "Железнодорожное"                     (ОГРН 1026602946589, ИНН 6659006799)

о взыскании задолженности по договору на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования,

установил:

открытое акционерное общество "Российские  железные  дороги" в лице филиала  "Свердловская железная дорога" (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Железнодорожное" (далее - ООО «Железнодорожное», ответчик)  о взыскании 251 848 руб. 35 коп., в том числе плату за пользование вагонами в сумме 233 198 руб. 21 коп. и сбор за подачу и уборку вагонов в сумме 18 650 руб. 14 коп., задолженность по оплате которых образовалась в рамках договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 28.05.2008 г. № 2/216. (л.д.5-6).

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2013 (л.д.1-3) дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2013 дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства (л.д. 85-87).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 июня 2013 года (резолютивная часть от 18.06.2013, судья Проскурякова И.А.) исковые требования удовлетворены. С ООО «Железнодорожное» в пользу ОАО «РЖД» взыскано 251 848 руб. 35 коп., в том числе плата за пользование вагонами в сумме 233 198 руб. 21 коп. и сбор за подачу и уборку вагонов в сумме 18 650 руб. 14 коп.

С ООО «Железнодорожное»  в пользу ОАО «РЖД» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, взысканы денежные средства в сумме 8 036 руб. 97 коп.

Ответчик, ООО «Железнодорожное», не согласившись с принятым судебным актом в части взыскания платы за пользование вагонами в сумме 164 913 руб., сбора за подачу и  уборку вагонов в сумме 9 325 руб. 07 коп., всего в сумме 174 239 руб. 05 коп., обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт в указанной части признать незаконным и отменить. Заявитель жалобы указывает на то обстоятельство, что он не является ни грузовладельцем, ни грузополучателем груза, согласия на переадресацию груза не давал, гарантийные письма об оплате даны им в связи с отсутствием у ООО «Рим» лицевого счета, груз направлен в его адрес как владельца железнодорожных путей необщего пользования, доказательств того, что груз был раскредитован и получен именно ответчиком, в материалы дела не представлено, поскольку представитель ответчика, уполномоченный на  представление интересов общества, находился в отпуске. Кроме того, ответчик, как на отсутствие оснований для взыскания денежных средств, ссылается на письма МВД России, в связи с необходимостью перевешивания вагонов с грузом, указывая на то, причиной задержки вагонов послужили данные письма.

Истец в письменном отзыве на жалобу доводы апеллянта отклоняет, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 28.05.2008 между истцом ОАО «РЖД» (перевозчик) и ответчиком ООО «Железнодорожное» (контрагент) подписан договор № 2/216 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества с ограниченной ответственностью «Железнодорожное» при станции Свердловск-Товарный (Горнозаводской парк) Свердловской железной дороги (л.д.7-12).

В соответствии с п. 1 вышеназванного договора перевозчик оказывает контрагенту услуги по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки, а также по уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ООО «Железнодорожное», примыкающего к станции Свердловск-Товарный через железнодорожный путь необщего пользования ООО «Продовольственная база № 4» стрелочным переводом № 1, обслуживаемого локомотивом перевозчика.

По условию п/п «а», «б» п. 12 договора от 28.05.2008 № 2/216 контрагент уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов, маневровую работу, не совмещенную с подачей и уборкой вагонов, по ставкам, установленным Тарифным руководством, а также плату за пользование вагонами по ставкам, установленным Тарифным руководством.

Согласно п. 11 договора расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, принимается 10,4 км. в оба конца. Ставка сборов за подачу и уборку вагонов взыскивается за каждый выход локомотива по таблице 10 пункта 2,7 с увеличением на коэффициент доплат 1,05 согласно таблице 2,8 Тарифного руководства № 3 и с учетом повышающих коэффициентов к действующим ставкам.

Пунктом 9 договора № 2/216 установлен технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования на выполнение погрузочно-разгрузочных операций, в частности, на выгрузку продуктов питания автопогрузчиками – 1 час. 36 мин., вручную – 2 часа 15 мин.

Согласно расчету истца, за период января, сумма задолженности по оплате сбора за подачу и уборку вагонов составила 18 650 руб. 14 коп., задолженность по внесению платы за пользование вагонами - 233 198 руб. 21 коп. (л.д. 13).

Истец, указывая, что оказанные  ответчику услуги не были им оплачены, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания истцом ответчику услуг, оказанных в рамках договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, отсутствия доказательств оплаты оказанных услуг.

Изучив материалы дела в порядке ст. 266 – 268 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не установил.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» настоящий Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 34 Постановления от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).

Основаниями для начисления платы за пользование вагонами в соответствии с положениями абз. 3 ст. 39 УЖТ РФ являются: задержка перевозчиком вагонов в пути следования; неприем вагонов станцией назначения; причина задержка зависит от владельца путей необщего пользования; задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки грузов.

Согласно ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 № 26 (далее по тексту - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.

На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.

Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования также предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.

Факт задержки приема вагонов на станции назначения, ожидающих подачи под погрузку/выгрузку на пути необщего пользования, также удостоверяется актом общей формы.

При этом факт нарушения владельцем путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов на станции назначения в ожидании вагонов под погрузку/выгрузку на принадлежащих владельцу путях должен подтверждаться соответствующим актом общей формы, которым удостоверяется вина владельца путей необщего пользования в задержке вагонов на станции назначения.

По факту нарушения владельцем путей необщего пользования технологических сроков оборота вагона составлены акты общей формы №№ 1/50, 1/63, 11168 (л.д.19, 27, 29).

Расчет суммы платы за пользование вагонами, произведенный на основании п. 9 договора от 28.05.2008, судами проверен и признан верным (л.д.13).

Обязанность по оплате сборов за пользование путями необщего пользования между перевозчиком и грузополучателем (грузоотправителем) является гражданско-правовой обязанностью.

Взимание перевозчиками с грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования сбора за подачу и уборку вагонов предусмотрена ч. 3 ст. 58 УЖТ РФ. Факт оказания истцом в спорный период услуг, связанных с подачей и уборкой вагонов в сумме 18 650 руб. 14 коп., подтверждается представленными в материалы дела копиями ведомостей и подачи уборки вагонов № 012002 и № 012003, памятками приемосдатчика на подачу вагонов № 2158, № 2241 и на уборку вагонов № 2186, № 2298. (л.д. 14-17, 23-25).

В соответствии со статьями 309, 408 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Принимая во внимание изложенное, положения ст. ст. 307, 309, 408 ГК РФ, учитывая, что доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.

В соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования требуется согласие нового грузополучателя на прием грузов. Заявитель утверждает, он согласия о том, что принимает на себя обязательство именно по получению груза, принадлежащего ООО «РИМ», то есть становится новым грузополучателем, не давал.

В силу пунктов 1-4 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу n А60-8067/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также