Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу n А71-2571/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-8146/2013-АК г. Пермь 04 октября 2013 года Дело № А71-2571/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года. Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2013 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю., судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Л.П., при участии: от заявителя - ООО "Единый РКЦ"(ОГРН 1121840000248, ИНН 1840005849): Клюкин А.В., паспорт, доверенность от 04.07.2013; от заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (ОГРН 1025203023383, ИНН 5260110043): не явились; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ООО "Единый РКЦ" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 июня 2013 года по делу № А71-2571/2013, принятое судьей Коковихиной Т.С., по заявлению ООО "Единый РКЦ" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления, установил: ООО "Единый РКЦ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо) №04-13-39/2 от 19.02.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением штрафа в размере 200 000 рублей. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 июня 2013 года (резолютивная часть объявлена 30 мая 2013 года) в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует, поскольку у общества не имелось возможности зайти под предоставленным кодом доступа в закрытый раздел на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, для того чтобы осуществить сверку клиентов по Перечню; общество получает денежные средства только от собственников жилых помещений за жилищно-коммунальные услуги, иные платежи отсутствуют; передача векселя в порядке предоставления займа не является платежом, так как векселя являются долговой распиской; агентскими договорами предусмотрена возможность перечисления денежных средств не в управляющую компанию, а по ее указанию поставщику услуг в ее адрес. Ссылается на процессуальные нарушения, выразившиеся в нарушении срока составления протокола об административном правонарушении; в нарушение ч.1 ст.29.11 КоАП РФ после окончания рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган объявил только резолютивную часть постановления. Считает возможным признать правонарушение малозначительным. Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы. Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по мотивам, изложенным в отзыве, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу от 23.01.2013 № 17/25 должностными лицами указанного Управления проведены проверочные мероприятия деятельности ООО «Единый РКЦ» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. По результатам проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ), в связи с чем в отношении ООО «Единый РКЦ» составлены 06.02.2013 акт проверки №13, 08.02.2013 протокол № 04-13/39/2 об административном правонарушении по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ. В результате рассмотрения указанного протокола и материалов административного дела Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу вынесено постановление от 19.02.2013 № 04-13/39/2 о привлечении ООО «Единый РКЦ» к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Считая постановление управления незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена статьей 15.27 КоАП РФ. Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Согласно оспариваемому постановлению нарушение заявителем требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразилось в следующем: 1) в нарушение п.2 ст.6, п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в обществе отсутствует организованная система внутреннего контроля в части обязательной идентификации клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности; 2) в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в ООО «Единый РКЦ» осуществляется деятельность по правилам внутреннего контроля, не соответствующим действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ, что повлекло за собой нарушение исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ; 3) в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в обществе осуществлялась деятельность в отсутствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715, что свидетельствует об отсутствии организации внутреннего контроля; 4) в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 715, Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 Перечень сотрудников, которые должны проводить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, в ООО «Единый РКЦ» отсутствует; 5) в нарушение Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203, Приказа Росфинмониторинга от 14.02.2012 № 43 «О внесении изменений и дополнений в приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103», Постановления Правительства от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Федерального закона от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» дополнительные инструктажи в ООО «Единый РКЦ» при вступлении в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов в сфере ПОД/ФТ не проводились, как не проводились и при утверждении 16.02.2012 правил внутреннего контроля ООО «Единый РКЦ»; 6) в нарушение п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ обществом не выявлена операция (сделка) с лицом, адрес регистрации которого совпадает с адресом регистрации лица, включенного в Перечень; 7) в нарушение приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 обществом в проверяемом периоде не реализовывался порядок идентификации клиентов, что выразилось, в частности, в отсутствии фиксирования информации о проверке наличия/отсутствия в отношении клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, отсутствии фиксирования клиенту степени (уровня) риска, а также обновления сведений в отношении клиентов, находящихся на обслуживании в предприятии, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ. Отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ). В соответствии со ст. 5 Федерального закона 115-ФЗ в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе операторы по приему платежей. В соответствии со ст. 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля, обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами. В силу ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. В соответствии с п.2 ст. ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем такой организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию такой организации или лица. Согласно п.3 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона. Так в ходе проверки установлено, что 31.07.2012 Крюкова И.В. совершила с ООО «Единый РКЦ» операцию с денежными средствами на сумму 7000руб. Адрес регистрации Крюковой И.В. совпадает с адресом лица из Перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности №45ПЭ – Крюкова В.А.. Обществу необходимо было выявить данную операцию и представить о ней сведения в Росфинмониторинг в течение трех дней. В соответствии с п.2.1 Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59 осуществления "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу n А60-18500/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|