Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу n А47-8631/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                          

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-23/2014

г. Челябинск

 

04 февраля 2014г.

Дело №А47-8631/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 04.02.2014.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Арямова А.А.,

судей Костина В.Ю., Малышева М.Б.,

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Оренбургнефть» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2013 по делу №А47-8631/2013 (судья Александров А.А.).

В судебном заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Оренбургнефть» - Ахмедов А.Г. (доверенность от 20.12.2013 №380);

оренбургского отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – Сердюк С.В. (доверенность от 09.01.2014 №10), Шарата Е.С. (доверенность от 31.01.2014 №45).

Открытое акционерное общество «Оренбургнефть»  (далее – заявитель, ОАО «Оренбургнефть», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургскому отделу по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, отдел, Оренбургский отдел по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Волжского МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора) о признании незаконным предписания №13-07.1/13-Ц от 22.05.2013.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2013 (резолютивная часть объявлена 13.11.2013) в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с решением суда, ОАО «Оренбургнефть» обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование  апелляционной жалобы заявитель ссылается на необоснованность вывода суда о законности оспоренного ненормативного акта. Заявитель полагает недоказанным факт осуществления обществом хранения радиоактивных отходов. В частности указывает на то, что до момента передачи подрядчику загрязненного радионуклидами  металлолома результаты исследований указывали на то, что удельная эффективная активность природных радионуклидов в пробах соответствует 1-й и 2-й категориям отходов с повышенным содержанием радионуклидов, в связи с чем отсутствовали основания для отнесения этого металлолома к категории низкорадиоактивных отходов (к 3-й категории отходов с повышенным содержанием радионуклидов). Также заявитель полагает недоказанным факт обращения обществом с радиоактивными отходами, так как полагает, что указанные в акте от 19.11.2012 №АГ-113/11/12 отходы никогда не находились в обращении общества. Указанные радиоактивные отходы, по мнению заявителя, образовались в результате переработки подрядчиком переданного ему обществом металлолома, относящегося к 1-й и 2-й категориям отходов с повышенным содержанием радионуклидов, и подлежали последующей транспортировке подрядчиком к месту долговременного хранения в соответствии с условиями договора  от 24.05.2012 №698. Кроме того, общество полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о долговременном характере нарушения порядка обращения с радиоактивными отходами, так как представленные в материалы дела доказательства не подтверждают факт обращения обществом с радиоактивными отходами с 2000 года, а лишь указывают на факт наличия у общества статуса собственника таких отходов. С учетом указанных обстоятельств заявитель полагает, что у него отсутствует обязанность получать лицензию на право ведения работ в области использования атомной энергии.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ОАО «Оренбургнефть» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1025601802357.

17.01.2012 Волжским МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора в рамках осуществления государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Оренбургской области в адрес ОАО «Оренбургнефть» направлен запрос №09-05/7-235 о предоставлении данных радиационно-технологических (радиационно-гигиенических) обследований  объектов добычи и первичной подготовки обществом нефти и газа за последние три года.

Сопроводительным письмом от 09.02.2012 ОАО «Оренбургнефть» представило в Волжское МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора акты и протоколы дозиметрических и радиометрических обследований объектов добычи и первичной подготовки нефти и газа общества, содержащие сведения об отсутствии в период с 2009 по 2011 гг. образования, накопления и хранения твердых радиоактивных отходов в виде производственных отходов с содержанием природных радионуклидов с эффективной удельной активностью свыше 10Бк/г.

На основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Волжского МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора от 24.04.2013 №191, по согласованию с прокуратурой Оренбургской области, в период с  20.05.2013 по 22.05.2013 Оренбургским отделом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Волжского МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 22.05.2013 №13-07.1/13-Ц, зафиксировавший факт обращения обществом с радиоактивными отходами без лицензии, что противоречит ст.26 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее – Закон №170-ФЗ) и ч.1 ст.14 Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №190-ФЗ).

По результатам проверки заявителю выдано предписание от 22.05.2013 №13-07.1/13-Ц, которым предписано в срок до 01.10.2013 подготовить и направить документы на получение лицензии в Волжское МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.

Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из вывода о правомерности содержащегося в предписании требования.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия. Порядок рассмотрения таких требований установлен положениями главы 24 АПК РФ. Какого-либо отношения к оспариванию решения о привлечении к административной ответственности заявленные требования не имеет, а потому содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка на нарушение судом требований КоАП РФ подлежит отклонению.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Частью 1 статьи 14 Закона №190-ФЗ установлено, что обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Частью 1 статьи 3 Закона №190-ФЗ установлено, что под обращением с радиоактивными отходами понимается деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов.

В соответствии с ч.2 ст.3 этого же Закона, понятие «радиоактивные отходы» используется в значении, предусмотренном статьей 3 Закона №170-ФЗ. В целях этого Федерального закона радиоактивными отходами также могут признаваться материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.

Как установлено ст.26 Закона №170-ФЗ, в соответствии с этим законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии – размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

Под радиоактивными отходами понимаются не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации (ст.3 Закона №170-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 №1069 утверждены Критерии отнесения твердых, жидких и  газообразных отходов к радиоактивным отходам, пунктом 4 которых установлено, что  твердые отходы, образующиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, относятся к радиоактивным отходам в случае, если выполняется следующее условие:  Бк/г, где:  - удельная активность радия-226, находящегося в равновесии с радионуклидами уранового ряда, Бк/г;  - удельная активность тория-232, находящегося в равновесии с радионуклидами ториевого ряда, Бк/г;  - удельная активность калия – 40, Бк/г.

СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения», утвержденных  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2010 №171, установлено, что: основной характеристикой, определяющей потенциальную радиационную опасность производственных отходов с повышенным содержанием природных радионуклидов для населения в производственных и коммунальных условиях, является эффективная удельная активность природных радионуклидов в отходах (п.6.1); в зависимости от эффективной удельной активности природных радионуклидов в производственных отходах, содержащих только природные радионуклиды, они разделяются на три категории, которые приведены в таблице 6.1 (п.6.2); обращение с производственными отходами III категории с эффективной удельной активностью природных радионуклидов более 10000 Бк/кг производится в соответствии с требованиями по обращению с низкоактивными радиоактивными отходами (п.6.5).

Составленным с участием представителя экспертной организации ООО «РАДЭК» Отчетом по результатам проведенной заинтересованным лицом проверки, являющимся приложением к акту проверки от 22.05.2013, зафиксировано наличие процессов образования и накопления в технологическом оборудовании объектов сбора и подготовки нефти и газа ОАО «Оренбургнефь» производственных отходов с содержанием природных радионуклидов с эффективной удельной активностью свыше 10БК/г (низкоактивных радиоактивных отходов), а также осуществление заявителем деятельности по обращению с этими отходами.

Как следует из представленных по запросам заинтересованного лица писем ЗАО «Альянс-Гамма» от 24.05.2012 и от 14.01.2013, в период с 24.05.2012 по 30.12.2012 этим лицом на основании заключенного с ОАО «Оренбургнефть» генерального договора от 24.05.2012 №698 на выполнение работ по дезактивации металлолома с повышенным содержанием природных радионуклидов, расположенного на площадках временного хранения ОАО «Оренбургнефть» на территории Вишневского, Широкодольского Сахаровского и Бобровского месторождений, и на территории Зайкинского УКПНГ, а также заключенного

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 по делу n А07-12265/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также