Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу n А07-12920/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ №18АП-485/2014
г. Челябинск
28 февраля 2014 года Дело № А07-12920/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года Постановление изготовлено в полном объёме 28 февраля 2014 года Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Малышевой И.А., судей Кузнецова Ю.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2013 по делу № А07-12920/2013 (судья Сафиуллина Р.Н.). В судебном заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» - Габдрахманов Н.Н. (доверенность от 28.11.2013 сроком по 31.12.2014, паспорт); Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан – Гайсин Р.В. (доверенность № 2 от 21.01.2014 по 31.12.2014, паспорт); третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, (Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан) - Хаматдинова Э.Р. (доверенность № 10/10209 от 22.11.2013 сроком на один год, паспорт). В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 19.02.2014 по 26.02.2014. Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2014. Открытое акционерное общество «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» (далее – заявитель, общество, ОАО «АНК «Башнефть») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее – административный орган, Управление Росприроднадзора РБ) о признании незаконным и отмене постановления №04-03/Пр-ТТР-1 от 25.06.13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5 000 руб. (с учётом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т.1 л.д.4-8). Дело рассмотрено судом первой инстанции по общим правилам, установленным главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства от 10.09.2013 (т.2 л.д. 33-35)). Определением суда от 10.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природопользования и экологии Республике Башкортостан (т.2 л.д.33-35). Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2013 (резолютивная часть решения объявлена 09.12.2013) в удовлетворении требований заявителя отказано (т.2 л.д.137-148). Не согласившись с решением суда, ОАО «АНК «Башнефть» (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы заявитель утверждает, что в силу п.2 ч.1 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации необходимость заключения договора водопользования обусловлена непосредственным использованием акватории водного объекта, а не установлением охранной зоны линейных объектов (нефтепроводов). Указывает на то, что он не использует акваторию водного объекта, совпадающую с границами охранной зоны трубопроводов, при их эксплуатации (при транспортировании углеводородов по трубопроводам в использовании акватории нет необходимости, так как все технологические процессы происходят внутри трубопровода), а потому не должен заключать договоры водопользования. Помимо этого, апеллянт ссылается на то, что оспариваемое постановление нарушает принцип свободы договора, установленный статьёй 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Кроме того, податель апелляционной жалобы считает несостоятельным вывод суда о том, что установление охранной зоны препятствует использованию водных объектов иным лицам. До судебного заседания от Управления Росприроднадзора РБ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, указав, что судом первой инстанции верно были установлены все обстоятельства по делу и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. До судебного заседания от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, (Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в связи с чем просит решение отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, (Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан) поддержал позицию апеллянта, просит решение отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «АНК «Башнефть» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.10.2002, имеет основной государственный регистрационный номер 1020202555240. В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.12.2012 №713 «О проведении плановой комплексной выездной проверки в отношении открытого акционерного общества «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» (в редакции приказов от 15.01.2013 № 16, от 28.01.2013 № 36, от 11.02.2013 № 62, от 25.02.2013 № 91, от 28.03.2013 № 170, от 18.04.2013 № 212, от 24.04.2013 №217) проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «АНК «Башнефть» и его обособленных подразделений, в ходе которой установлено, что юридическое лицо - ОАО «АНК «Башнефть», обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность с нарушением требований водоохранного законодательства Российской Федерации (т.1 л.д.66-81). Проверкой установлен факт нарушения требований п.2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, выражающийся в том, что общество осуществляет пользование водными объектами р.Шугуровка 54°551 С.Ш. 56°061 В.Д., 742 км. от устья, Республика Башкортостан, г. Уфа, в створе подводного перехода ширина – 3 м., р. Стеклянка 54°551 С.Ш. 56°071 В.Д., 2 км. от устья, Республика Башкортостан, г. Уфа, в створе подводного перехода ширина - 1 м. в целях эксплуатации подводных переходов магистральных нефтепроводов без договоров водопользования. Эти действия заявителя признаны управлением не соответствующими п.2 ч.1 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации. Результаты проверки оформлены актом от 29.04.2013 №05-2013/БШН (т.1 л.д.93-108). Копия акта была получена представителем общества в день его составления-29.04.2013 (т.1 л.д.93-108). По результатам проверки, в присутствии представителя заявителя, был составлен протокол об административном правонарушении №04-03/Пр-ТТР-1 от 11.06.2013, в котором зафиксирован факт нарушения требований п.2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.60-63). На составление протокола заявитель был приглашён в Управление Росприроднадзора РБ 11.06.2012 в 12 час. 30 мин. извещением от 29.05.2013 №04-03/ТР1 (т.1 л.д. 64). Копия уведомления получена заявителем, о чём свидетельствует почтовое уведомление, имеющееся в материалах дела, от 31.05.2013 (т.1 л.д. 65). В протоколе об административном правонарушении, копия которого была вручена представителю общества непосредственно после его составления, указано, что рассмотрение материалов дела об административном правонарушении по фактам нарушения природоохранного законодательства состоится 25.06.2013 в 14 час. 00 мин. По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 25.06.2013 Управлением вынесено постановление № 04-03/Пр-ТТР-1 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 5 000 руб. (т.1 л.д.56-58). Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, отсутствии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности и соблюдении срока давности привлечения к административной ответственности. Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (часть 7 названной статьи). Основанием для привлечения к ответственности по статье 7.6 КоАП РФ является самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий. За данные нарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признаётся использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Статьёй 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса. Главой 3 Водного кодекса Российской Федерации (части 1, 2 статьи 11) предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 11 этого же Кодекса. Статьёй 11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. В силу п. 2 ч. 1 этой статьи на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 этой же статьи, предоставляются в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в том числе для использования акватории водных объектов. Части 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации содержат закрытые перечни случаев, кода водопользование осуществляется на основании соответствующего разрешения и когда заключение договора водопользования или получения разрешения не требуется. Таким образом, по общему правилу для пользования водными объектами необходимо заключение договора водопользования или получение решения о предоставлении водного объекта в пользование. Исключение из этого правила составляют случаи, прямо предусмотренные частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. Как следует из акта проверки и материалов дела об административном правонарушении, нарушающими требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации признаны действия заявителя по использованию акватории водных поверхностных объектов посредством размещения территориальной охранной зоны трубопроводного транспорта, установленной вдоль подводных переходов трубопроводов заявителя. В соответствии с п. п. 1, 4, 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, а под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. «Инструкцией по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов» СП 34-116-97 от 01.04.1998 установлено, что подводным переходом является участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки, канала, озера. В соответствии с п. 4.1 «Правил охраны магистральных трубопроводов», утверждённых Минтопэнерго Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу n А07-16664/2009. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|