Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А76-17613/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1703/2014

г. Челябинск

 

20 марта 2014 года

Дело № А76-17613/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

Председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,

судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Фортум» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2013 по делу № А76-17613/2013 (судья Костылев И.В.).

В судебном заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Фортум» - Валеева Л.Р. (доверенность от 25.12.2013, паспорт);

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области – Смирнов А.И.  (доверенность от 10.01.2014 № 09, удостоверение).

 Открытое акционерное общество «Фортум» (далее – ОАО «Фортум», Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области  (далее – Управление Росимущества, ответчик) с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:31, площадью 143600 кв. м., выраженного в письме от 10.07.2013 № 09333, а так же о возложении  на ответчика обязанности принять решение о предоставлении в собственность Заявителя испрашиваемого земельного участка по цене 2,5% его кадастровой стоимости.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.12.2013 в удовлетворении требований отказано (т.2 л.д.161-163).

Не согласившись с принятым решением, Заявитель (далее также – податель жалобы, апеллянт) обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т.3 л.д. 3-5).

В обоснование доводов жалобы её податель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Вывод суда об отсутствии нарушения прав Общества оспариваемым отказом со ссылкой на отсутствие доказательств формирования земельного участка для строительства и эксплуатации соленакопителя, является ошибочным.

Делая указанный вывод, суд не учел представленные заявителем документы: акт выбора земельного участка  для строительства сезонного  золоотвала и  соленакопителя Челябинской ТЭЦ-3 от 1988г., а так же Государственный акт  на право пользования землей  от 1991 года. Сезонный золоотвал – соленакопитель предназначен для сбора обмывочных вод наружных поверхностей котлов, сточных вод от химической промывки и консервации котлов, регенерационных вод обессоливающей установки и конденсатоочистки. Суд не учел, что для эксплуатации принадлежащего  ОАО «Фортум» объекта недвижимости  с учетом его назначения необходим весь испрашиваемый земельный участок.

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Заявителя на доводах жалобы настаивал.

Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагал решение законным и обоснованным.

Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании технического проекта  Челябинской ТЭЦ-3 от 09.12.1987 составлен Акт выбора  площадки для строительства  сезонного золоотвала и соленакопителя Челябинской ТЭЦ-3 в г.Челябинске, согласно которому  площадка предполагаемого строительства золоотвала и соленакопителя  будет располагаться  на территории в 17 га. Соленакопитель  рассчитан на 10 лет. Объем подачи соли – 50м3  в сутки (300 тыс. м3  за 10 лет) (т.2 л.д.153-156).

19.11.1991 на основании Государственного акта  на право пользования  землей  Челябинской ТЭЦ-3, расположенной по Бродоколмакскому тракту, д.6, в бессрочное и постоянное пользование предоставлен земельный участок  площадью 14,36 га. Земля предоставлена для строительства и эксплуатации  сезонного золоотвала  и соленакопителя (т.1 л.д.15-16).

16.06.2003 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:31, категории земель населенных пунктов,  площадью 1436000 кв.м., разрешенное использование участка – для строительства и эксплуатации  сезонного золоотвала и соленакопителя (т.1 л.д. 8-14).

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом  по Челябинской области  от 25.10.2005 № 1721-р  ОАО «Челябинская генерирующая компания» предоставлен в аренду земельный участок площадью  1436000 кв.м., с кадастровым номером 74:36:0000000:31 для строительства и эксплуатации сезонного золоотвала и соленакопителя (т.1 л.д.14).

По договору аренды № 255-05 от 25.10.2005  указанный земельный участок передан в аренду ОАО «Челябинская генерирующая компания» сроком на пять лет. Соглашением от 24.09.2010 срок аренды продлен до 09.08.2015 (т.1 л.д. 18-21).

Согласно пункту 2.1 устава ОАО «Фортум» Общество создано в результате выделения ОАО «Тюменская региональная генерирующая компания» из ОАО «Тюменьэнерго»  и реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Челябинская генерирующая компания» и ОАО «Территориальная генерирующая компания №10» на основании договора о присоединении от 10.07.2006 и решения единственного акционера общества – ОАО РАО «ЕЭС». Общество является правопреемником ОАО «Челябинская генерирующая компания» и ОАО «Территориальная генерирующая компания №10»  по всем их правам и обязанностям (т.1 л.д.35-37).

Согласно Приложению № 1 к Уставу ОАО  «Фортум» в состав филиалов общества входит  Челябинская ТЭЦ-3, расположенная по адресу: г. Челябинск, Бродоколмакский тракт, 6 (т.1 л.д.38).

11.08.2011 произведена государственная регистрация права ОАО «Фортум»  на сооружение – энергетический производственно-технологический комплекс «Челябинская ТЭЦ-3» в составе, согласно приложению. В пункте 32 приложения поименовано сооружение (соленакопитель на блоке №1)  площадь по наружному обмеру 28 849 кв.м. Кроме того в с составе приложения «инженерные сети»под номерами 1 и 2 поименованы  такие объекты как:  сооружение (напорная канализация соляных стоков К14Н) протяженность 396,0 м., и сооружение (напорная канализация соляных стоков К14Н) протяженность 417,0 м. (т.1 л.д.22-28).

26.06.2013 Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:0031, площадью 143600 кв.м. в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ (т.1 л.д. 30).

Письмом от 10.07.2013 г. № 09333 Управление Росимущества отказало в выкупе испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка (т.1 л.д. 31-33).

Полагая отказ незаконным и нарушающим права ОАО «Фортум» на приобретение земельного участка, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на  незаконность обжалуемого отказа, по изложенному в нем мотиву связанному с отсутствием кадастрового паспорта участка, сославшись на то, что кадастровый паспорт был приложен к заявлению о выкупе.

Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии нарушения прав Общества данным отказом, указав, что  последнее не обладает правом на выкуп в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью  1436000 кв.м., сформированного для строительства и эксплуатации сезонного золоотвала и соленакопителя, поскольку  площадь  расположенного на данном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, составляет 28849 кв.м., тогда как доказательств формирования испрашиваемого земельного участка исключительно для строительства и эксплуатации указанного объекта заявителем не представлено.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее так же  - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав объяснения представителей полагает судебный акт подлежащим отмене.

Право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если эти лица полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, закреплено в части 1 статьи 198 АПК РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации  граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Приказом  Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.

Материалами дела (заявление о выкупе) подтверждено  представление Заявителем в исполнительный орган государственной власти  полного пакета документов, предусмотренных вышеуказанным приказом Минэкономразвития РФ, в том числе  кадастрового паспорта земельного участка (т. 1 л.д.30).

Отказ органа исполнительной власти в выкупе участка мотивирован тем, что из полученного в порядке информационного взаимодействия решения органа кадастрового учета об отказе в выдаче кадастрового паспорта следует,  что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:0031, что расценено Управлением Росимущества как отсутствие кадастрового учета спорного участка, свидетельствующее о необходимости заявителю за свой счет обеспечить выполнение кадастровых работ и проведение кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»  от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

Указанные выводы Управления Росимущества являются ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее – Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

В силу пункта 4 статьи 14 Закона о кадастре кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:0031 учтен в государственном кадастре недвижимости 16.06.2003, т.е. до вступления в силу Закона о кадастре.

Согласно пункта 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Закона о кадастре кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А76-18905/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также