Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А47-10122/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1798/2014

г. Челябинск

 

24 марта 2014 года

Дело № А47-10122/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Серковой З.Н.,

судей Забутыриной Л.В., Хоронеко М.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хлыбовой И.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Оренбургской области, конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Юг» Садыкова Айнура Асхатовича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2013 по делу № А47-10122/2013 (судья Третьяков Н.А.).

В судебном заседании приняла участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области – Дятлова М.В. (доверенность от 04.10.2013).

Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Юг» (основной государственный регистрационный номер 1045615327845, идентификационный номер налогоплательщика 5638026457; далее – общество «Юг», должник) Садыков Айнур Асхатович (далее – Садыков А.А., конкурсный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (далее – МИФНС России № 10 по Оренбургской области, регистрирующий орган, ответчик) о признании незаконными действий ответчика за период с 24.09.2013 по 26.11.2013, выраженных в письме от 18.09.2013, связанных с отказом внести изменения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества «Юг» (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т.2, л.д. 9).

Решением арбитражного суда от 26.12.2013 (резолютивная часть от 19.12.2013) принят отказ конкурсного управляющего от заявления в части обязания ответчика внести изменения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, производство по делу в указанной части прекращено. Ходатайство конкурсного управляющего об уточнении заявленных требований удовлетворено. Требование конкурсного управляющего удовлетворено, признаны незаконными действия регистрирующего органа, связанные с отказом внести изменения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, выраженные в письме от 18.09.2013 за период с 24.09.2013 по 26.11.2013. Требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб. удовлетворено частично в размере 15 000 руб. 

В апелляционной жалобе МИФНС России № 10 по Оренбургской области просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.

По мнению ответчика, ни Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации юридических лиц) не содержат положений о том, что в ходе конкурсного производства при изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (о конкурсном управляющем), такие изменения могут быть внесены в ЕГРЮЛ без представления заявителем заявления по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Регистрирующий орган также считает, что арбитражный суд необоснованно взыскал с ответчика 15 000 руб. судебных расходов. Заявленные конкурсным управляющим судебные расходы являются чрезмерными.

В апелляционной жалобе конкурсный управляющий общества «Юг» Садыков А.А. просит решение арбитражного суда отменить в части и взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя полном объеме.

Заявитель полагает, что в обжалуемом решении суд не привел и не обосновал мотивы и критерии, которыми руководствовался при определении  разумного предела расходов на представителя.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Конкурсный управляющий общества «Юг» Садыков А.А. в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося лица.

В судебном заседании представитель МИФНС России № 10 по Оренбургской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.11.2012 по делу № А47-8892/2012 (т.1, л.д. 61-64) общество «Юг» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Хасанов Руслан Радикович (далее – Хасанов Р.Р.).

Определением суда от 06.09.2013 после освобождения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Хасанова Р.Р. конкурсным управляющим утвержден Садыков А.А. (л.д. 65).

Садыков А.А. направил в адрес МИФНС России № 10 по Оренбургской области уведомление от 12.09.2013 об утверждении его конкурсным управляющим общества «Юг», к которому приложил копию определения суда (т.1, л.д. 79). Уведомление получено регистрирующим органом 16.09.2013.

Письмом от 18.09.2013 № 06-12/018146 регистрирующий орган сообщил Садыкову А.А. о невозможности на основании представленных им документов принять решение о государственной регистрации и внести в ЕГРЮЛ запись о смене конкурсного управляющего, указал, что для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ заявителю необходимо представить на регистрацию надлежащим образом оформленное заявление по форме № Р14001 и копию определения арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего (т.1, л.д. 77, 78).

Садыков А.А., полагая, что действия ответчика, связанные с невнесением изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества «Юг», не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, а также права должника и кредиторов, обратился в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

Удовлетворяя заявление конкурсного управляющего, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Законом о банкротстве, Законом о регистрации юридических лиц, а также подзаконными нормативными правовыми актами не установлено, что сведения о назначении конкурсного управляющего вносятся в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном статьями 17, 18 Закона о регистрации юридических лиц, а конкурсный управляющий для этих целей обязан представить в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001. Суд посчитал, что при получении уведомления Садыкова А.А. и определения арбитражного суда об утверждении его конкурсным управляющим должника у МИФНС России № 10 по Оренбургской области отсутствовали основания для неисполнения судебного акта в части невнесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ за период с 24.09.2013 по 26.11.2013.

Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает данные выводы суда ошибочными, решение – подлежащим частичной отмене по основаниям, установленным пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, в том числе единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о регистрации юридических лиц.

Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, установлен пунктом 1 статьи 5 Закона о регистрации юридических лиц.

В силу подпункта «л» указанной нормы в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Если иное не установлено Законом о регистрации юридических лиц юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 статьи 5 Закона сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (пункт 5 названной нормы).

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 названной нормы).

В пункте 1 статьи 1 Закона о банкротстве указано, что он устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, его освобождения и отстранения от исполнения обязанностей регламентирован Законом о банкротстве.

В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный суд в порядке статьи 45 Закона о банкротстве утверждает конкурсного управляющего.

С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника (пункт 1 статьи 129 Закона о банкротстве).

Поскольку конкурсный управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - должника, в случае изменения сведений о нем в связи с утверждением в деле о банкротстве иного конкурсного управляющего в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке должны быть внесены соответствующие изменения.

Закон о регистрации юридических лиц не содержит исключений относительно порядка внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, для предприятий, находящихся в процедуре банкротства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации юридических лиц для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - № Р14001, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о регистрации юридических лиц представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона.

В силу пункта 1.1 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1.2 названной нормы).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (п. 1.3 указанной нормы).

Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений.

Иной порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице,           содержащиеся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А47-4285/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также