Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А47-10122/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-1798/2014 г. Челябинск
24 марта 2014 года Дело № А47-10122/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Забутыриной Л.В., Хоронеко М.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хлыбовой И.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Оренбургской области, конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Юг» Садыкова Айнура Асхатовича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2013 по делу № А47-10122/2013 (судья Третьяков Н.А.). В судебном заседании приняла участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области – Дятлова М.В. (доверенность от 04.10.2013). Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Юг» (основной государственный регистрационный номер 1045615327845, идентификационный номер налогоплательщика 5638026457; далее – общество «Юг», должник) Садыков Айнур Асхатович (далее – Садыков А.А., конкурсный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (далее – МИФНС России № 10 по Оренбургской области, регистрирующий орган, ответчик) о признании незаконными действий ответчика за период с 24.09.2013 по 26.11.2013, выраженных в письме от 18.09.2013, связанных с отказом внести изменения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества «Юг» (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т.2, л.д. 9). Решением арбитражного суда от 26.12.2013 (резолютивная часть от 19.12.2013) принят отказ конкурсного управляющего от заявления в части обязания ответчика внести изменения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, производство по делу в указанной части прекращено. Ходатайство конкурсного управляющего об уточнении заявленных требований удовлетворено. Требование конкурсного управляющего удовлетворено, признаны незаконными действия регистрирующего органа, связанные с отказом внести изменения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, выраженные в письме от 18.09.2013 за период с 24.09.2013 по 26.11.2013. Требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб. удовлетворено частично в размере 15 000 руб. В апелляционной жалобе МИФНС России № 10 по Оренбургской области просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению ответчика, ни Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации юридических лиц) не содержат положений о том, что в ходе конкурсного производства при изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (о конкурсном управляющем), такие изменения могут быть внесены в ЕГРЮЛ без представления заявителем заявления по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Регистрирующий орган также считает, что арбитражный суд необоснованно взыскал с ответчика 15 000 руб. судебных расходов. Заявленные конкурсным управляющим судебные расходы являются чрезмерными. В апелляционной жалобе конкурсный управляющий общества «Юг» Садыков А.А. просит решение арбитражного суда отменить в части и взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя полном объеме. Заявитель полагает, что в обжалуемом решении суд не привел и не обосновал мотивы и критерии, которыми руководствовался при определении разумного предела расходов на представителя. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Конкурсный управляющий общества «Юг» Садыков А.А. в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося лица. В судебном заседании представитель МИФНС России № 10 по Оренбургской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.11.2012 по делу № А47-8892/2012 (т.1, л.д. 61-64) общество «Юг» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Хасанов Руслан Радикович (далее – Хасанов Р.Р.). Определением суда от 06.09.2013 после освобождения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Хасанова Р.Р. конкурсным управляющим утвержден Садыков А.А. (л.д. 65). Садыков А.А. направил в адрес МИФНС России № 10 по Оренбургской области уведомление от 12.09.2013 об утверждении его конкурсным управляющим общества «Юг», к которому приложил копию определения суда (т.1, л.д. 79). Уведомление получено регистрирующим органом 16.09.2013. Письмом от 18.09.2013 № 06-12/018146 регистрирующий орган сообщил Садыкову А.А. о невозможности на основании представленных им документов принять решение о государственной регистрации и внести в ЕГРЮЛ запись о смене конкурсного управляющего, указал, что для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ заявителю необходимо представить на регистрацию надлежащим образом оформленное заявление по форме № Р14001 и копию определения арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего (т.1, л.д. 77, 78). Садыков А.А., полагая, что действия ответчика, связанные с невнесением изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества «Юг», не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, а также права должника и кредиторов, обратился в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании. Удовлетворяя заявление конкурсного управляющего, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Законом о банкротстве, Законом о регистрации юридических лиц, а также подзаконными нормативными правовыми актами не установлено, что сведения о назначении конкурсного управляющего вносятся в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном статьями 17, 18 Закона о регистрации юридических лиц, а конкурсный управляющий для этих целей обязан представить в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001. Суд посчитал, что при получении уведомления Садыкова А.А. и определения арбитражного суда об утверждении его конкурсным управляющим должника у МИФНС России № 10 по Оренбургской области отсутствовали основания для неисполнения судебного акта в части невнесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ за период с 24.09.2013 по 26.11.2013. Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает данные выводы суда ошибочными, решение – подлежащим частичной отмене по основаниям, установленным пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, в том числе единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о регистрации юридических лиц. Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, установлен пунктом 1 статьи 5 Закона о регистрации юридических лиц. В силу подпункта «л» указанной нормы в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Если иное не установлено Законом о регистрации юридических лиц юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 статьи 5 Закона сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (пункт 5 названной нормы). Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 названной нормы). В пункте 1 статьи 1 Закона о банкротстве указано, что он устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, его освобождения и отстранения от исполнения обязанностей регламентирован Законом о банкротстве. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный суд в порядке статьи 45 Закона о банкротстве утверждает конкурсного управляющего. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника (пункт 1 статьи 129 Закона о банкротстве). Поскольку конкурсный управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - должника, в случае изменения сведений о нем в связи с утверждением в деле о банкротстве иного конкурсного управляющего в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке должны быть внесены соответствующие изменения. Закон о регистрации юридических лиц не содержит исключений относительно порядка внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, для предприятий, находящихся в процедуре банкротства. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации юридических лиц для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - № Р14001, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о регистрации юридических лиц представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона. В силу пункта 1.1 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1.2 названной нормы). При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (п. 1.3 указанной нормы). Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений. Иной порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А47-4285/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|