Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2014 по делу n А07-15979/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3924/2014

г. Челябинск

 

05 мая 2014 года

Дело № А07-15979/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

         председательствующего судьи Румянцева А.А.,

         судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П., 

         при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В.,

         рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   общества с ограниченной ответственностью «Луидор» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2014 по делу № А07-15979/2013 (судья Кручинина Н.Е.).

        

В заседании принял участие представитель:

         общества с ограниченной ответственностью «Луидор» - Кабиров А.У. (доверенность от 29.04.2013).

    Общество с ограниченной ответственностью «Луидор» (далее - ООО «Луидор») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа г. Уфа Республике Башкортостан (далее – администрация, ответчик) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:030158:14, выраженного в письме № 14873 от 16.07.2013; обязании в месячный срок направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.

Определением суда первой инстанции от 08.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ Архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.         Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2014 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Луидор», ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просило отменить судебный акт, заявленные требования удовлетворить. По мнению подателя апелляционной жалобы, нахождение испрашиваемого земельного участка в планируемых границах красных линий подтверждено материалами дела; судом не установлено осуществление публикаций результата публичных слушаний по проекту планировки территории и проекта межевания; судом не исследовался вопрос о наличии оснований и соблюдении порядка установления красных линий и резервирования земель. Заявитель также указал, что согласно постановлению главы администрации № 4537 от 08.08.2011 органом местного самоуправления принято решение о разработке проекта планировки и проекта межевания; схема размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа, утвержденная решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 32/15 от 23.12.2010 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд», отсутствует в правовых системах.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились.

С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Луидор» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости – нежилое помещение, этаж 1, общая площадь 1405,3 кв. м., номер на поэтажном плане 1-28; нежилое помещение, этаж 3, общая площадь 886,3 кв. м., номер на поэтажном плане 1-34; нежилое помещение, этаж 4, общая площадь 342,6 кв. м., номер на поэтажном плане 1-13; нежилое помещение, этаж 2, общая площадь 418,4 кв. м., номер на поэтажном плане 1-11 расположенные по адресу г. Уфа, Калининский район, ул. Интернациональная, 20 (свидетельства о государственной регистрации права - л. д. 12-15).

ООО «Луидор» письмом от 20.05.2013 обратилось к главе администрации о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55::030158:14 по адресу г. Уфа, Калининский район, ул. Интернациональная, 20 (л. д. 11).

Администрацией письмом № 14873 от 16.07.2013 было отказано в предоставлении в собственность земельного участка ввиду нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий мест общего пользования и в связи с резервированием для муниципальных нужд (л. д. 10).

Полагая, что данное решение администрации является незаконным и нарушает права и интересы ООО «Луидор», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о соответствии решения администрации действующему законодательству и отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов ООО «Луидор», оспариваемым решением. Судом первой инстанции также установлен факт наличия предусмотренных законом ограничений для выкупа земельного участка.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта. Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям закона.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475.

В месячный срок, со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).

Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Аналогичные положения о том, что отчуждению не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, содержатся в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов. Резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов допускается на срок до двадцати лет.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд», решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 8 статьи 28 Закона о приватизации определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждено, что часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:030158:14 на основании решения Совета городского округа г. Уфа № 32/15 от 23.12.2010 (в редакции решения № 10/12 от 22.10.2012) зарезервирована с целью замещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур (л.д. 41-44). Таким образом, доводы заявителя противоречат материалам дела и подлежат отклонению.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

К территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.

Красные линии входят в состав документов планировки территории (гл. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также отображаются на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (п. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 (действовала на момент утверждения схемы красных линий).

Согласно разъяснениям, данным в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2014 по делу n А76-3830/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также