Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А07-19925/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-3408/2014
г. Челябинск
07 мая 2014 года Дело № А07-19925/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Бояршиновой Е.В., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Речкаловой В.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 февраля 2014 года по делу №А07-19925/2014 (судья Галимова Н.Г.). Открытое акционерное общество «Турбаслинские бройлеры» (далее - заявитель, ОАО «Турбаслинские бройлеры», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление, Росприроднадзор) об отмене постановления от 18.06.2013 № 04-05/23/САП/9, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб. Решением суда от 18 февраля 2014 года (резолютивная часть объявлена 11 февраля 2014 года) требования заявителя удовлетворены, постановление от 18.06.2013 № 04-05/23/САП/9 признано незаконным и отменено. Административный орган не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению управления, судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права. В жалобе управление указало, что биологические очистные сооружения ОАО «Турбаслинские бройлеры» являются отдельными источниками выбросов, что подтверждается следующим: согласно техническому регламенту работы биологических очистных сооружений на обществе и схеме биологической очистки сточной воды, в составе биологических очистных сооружений своих загрязненных сточных вод (БОС) находится производственное здание с компрессорной и хлораторной, приемная камера с решеткой для задержания крупных механических примесей, распределительная чаша, 3 компактные установки 6x16x3 м. (каждая разделена на 3 камеры поперечными перегородками и предназначена для полной биологической очистки сточных вод - зона аэрации, вторичные отстойники и зона аэробной стабилизации), контактный резервуар для дезинфекции очищенных сточных вод гипохлоридом кальция, 3 иловые площадки 12x24 м. каждая общей площадью 864 кв.м., насосная станция перекачки осветвленных стоков, поля орошения для сброса очищенных и обеззараженных сточных вод общей площадью 9,7 га, фактически используемой - 4,6 га. Административный орган ссылается на п. 4, 6, 6.2 раздела 1.2 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенное в действие письмом Минприроды Российской Федерации № 05-12/47/4521 от 29.03.2012 (далее - Методическое пособие), из которых следует, что перечисленные объекты являются неорганизованными источниками выбросов загрязняющих веществ; при подсчете выбросов загрязняющих веществ природопользователи применяют расчетные методы определения выбросов загрязняющих веществ в соответствии с указаниями Методического пособия (т. 1, л.д. 57-78). ОАО «Турбаслинские бройлеры» в 2012 году использовало для обеззараживания на БОС 250 кг., за январь-февраль 2013 года - 50 кг. гидрохлорида кальция. Раствор гихлорида кальция готовится в хлораторном помещении при включенной вытяжке. В процессе хлорирования в атмосферу выделяется загрязняющее вещество - хлор. Указанное обстоятельство также подтверждает, что выброс с биологических очистных сооружений общества производился. По мнению управления, им доказан факт образования у общества указанных загрязняющих веществ на биологических очистных сооружениях; разрешения на выброс загрязняющих веществ с биологических очистных сооружениях у заявителя отсутствует. С учетом изложенного, состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, управлением доказан. Однако, суд первой инстанции в решении указывает, что Росприроднадзором нарушены требования п. 61 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 300 (далее - Административный регламент), следовательно, не доказан факт выбросов в атмосферу вредных веществ БОС ОАО «Турбаслинские бройлеры». Управление к данному выводу суда первой инстанции относится критически, поскольку судом первой инстанции дано расширительное толкование п. 61 Административного регламента. Отбор проб и выполнение анализов атмосферного воздуха управлением не производился, поскольку целью проверки в данном случае являлось выявление не включенных заявителем в инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Требования п. 61 Административного регламента относятся к проверке должностными лицами управления уже включенных в инвентаризацию источников выбросов, указанных в нормативах предельно допустимых выбросов и в разрешении на выброс загрязняющих веществ. Заявитель отзыв на апелляционную жалобу заинтересованного лица не представил. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие лиц, участвующих в деле. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. Как следует из материалов дела, на основании приказов от 20.02.2013 №0107-П, от 26.03.2013 №0183-П, в период с 01.03.2013 по 26.04.2013 управлением проведена плановая выездная проверка ОАО «Турбаслинские бройлеры» на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды. В ходе проверки произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, а именно биологических очистных сооружений, что отражено в протоколе осмотра № 04-03/23/1 от 25.04.2013, с использованием технических средств: видеокамеры, фотоаппарата, лазерной рулеткой, GPS-навигатора (т. 1, л.д. 54-56, 146-148). По результатам проверки составлен акт от 26.04.2013 № 23 (т. 1, л.д. 41-53). 26 апреля 2013 года управлением обществу выданы предписания об устранении выявленных в результате проверки нарушений требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от: * № 04-03/23-П/САП-4, сроком исполнения до 01.12.2013, которым заявителю предписано осуществить инвентаризацию неучтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в составе биологических очистных сооружений ОАО «Турбаслинские бройлеры» и включить их в проект допустимых выбросов; * № 04-03/23-П/САП-5, сроком исполнения 01.12.2013, которым заявителю предписано осуществить корректировку установленных выбросов в атмосферу, получив разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неучтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в составе биологических очистных сооружений ОАО «Турбаслинские бройлеры»; * № 04-03/23-П/САП-6, сроком исполнения 01.07.2013, которым заявителю предписано осуществить расчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух) от неучтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в составе биологических очистных сооружений ОАО «Турбаслинские бройлеры» за 2010-2013 годы. Предписания Росприроднадзора обжалованы обществом в судебном порядке и признаны судом недействительными (т. 1, л.д. 79-92). 04 июня 2013 года, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, управлением составлен протокол № 04-03/23/САП/9 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в котором также сообщалось время (18.06.2013 в 13 час. 00 мин.) и место рассмотрения материалов по фактам нарушения природоохранного законодательства (т. 1, л.д. 35-39). Протокол об административном правонарушении № 04-03/23/САП/9 от 04.06.2013 направлен обществу по почте, и получен 13.06.2013, о чем свидетельствует почтовое уведомление (т. 1, л.д. 40). 18 июня 2013 года, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, административный орган вынес постановление № 04-05/23/САП/9 о назначении обществу административного наказания по ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб. за совершение административного правонарушения - выброс вредных веществ атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (т. 1, л.д. 13-18; т. 2, л.д. 46-51). В постановлении указано, что каждая категория неорганизованных источников станций аэрации сточных вод является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Выбросы загрязняющих веществ от БОС в проекте ПДВ не рассчитаны, следовательно, в действующем на момент проверки разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выбросы от источников БОС не учтены, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с вышеуказанных неучтенных источников выбросов БОС у ОАО «Турбаслинские бройлеры» отсутствует. Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управлением нарушены требования п. 61 Административного регламента, следовательно, не доказан факт выброса обществом вредных веществ в атмосферу БОС. Также суд первой инстанции установил, что судебные акты по делу №А07-11344/2013 имеют преюдициальное значение по данному делу, и свидетельствуют о недоказанности управлением наличия в действиях ОАО «Турбаслинские бройлеры» объективной стороны вмененного ему административного правонарушения. Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Согласно ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ, Закон об охране атмосферного воздуха) в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (п. 3 ст. 12 Закона № 96-ФЗ), которые устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона №96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 22 Закона № 96-ФЗ). В силу п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: * обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; * осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Лица, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А34-4816/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|