Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу n А76-2414/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-4689/2014

г. Челябинск

 

22 мая 2014 года

Дело № А76-2414/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  судьи Баканова В.В., судей  Кузнецова Ю.А. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К., рассмотрел в открытом  судебном заседании  апелляционную жалобу Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области на решение Арбитражного суда  Челябинской области от 02 февраля 2014 г.  по делу №А76-2414/2014  (судья Елькина Л.А.),

В заседании приняли участие представители:

Индивидуальный предприниматель Никончук Л.В. лично (паспорт), его представитель - Беспалов А.Г. (доверенность от 19.08.2013 №1д-171),

Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области – Еремеев Е.Ю. (доверенность от 23.01.2014 № 9).

Индивидуальный предприниматель Никончук Леонид Васильевич (далее – ИП Никончук Л.В., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее – Министерство, административный орган, заинтересованное лицо)  о признании незаконным и отмене постановления № 368-м от 09.01.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Решением Арбитражного суда Челябинской области  от 02.04.2014 (резолютивная часть решения объявлена 26.03.2014г.) требования ИП Никончука Л.В. удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить.

По мнению подателя апелляционной жалобы, ИП Никончук Л.В. является виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8. 2 КоАП РФ, так как в результате своей деятельности не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические  требования при сборе, складировании, использовании, сжигании переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства  и потребления или иными опасными веществами.

Также полагает, что факт накопления заявителем отходов доказан и подтверждается материалами дела, а именно объяснениями самого заявителя, фотоматериалами.

Кроме того, податель апелляционной жалобы  указывает, что вступившим в законную силу постановлением  о назначении административного наказания, ИП Никончук Л.В. привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ за отсутствие учета образовавшихся и переданных отходов, и которое  подтверждает правомерность позиции административного органа по настоящему делу.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

ИП Никончук Л.В, его представитель в судебном заседании полагали решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.  

        Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из имеющихся в деле доказательств, на основании требования прокурора города Верхний Уфалей АП № 37-2013 от 07.10.2013 года, в связи с обращением председателя общества охотников и рыболовов Булатова А.А., проведена внеплановая проверка предпринимателя.

        В ходе проверки установлено, что Никончук Л.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 13.02.1995 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304740235200083 (л.д. 14).

Основным видом деятельности ИП Никончук Л.В.  является эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, чистка и уборка транспортных средств.

Для ведения производственно-хозяйственной деятельности, используется недвижимое имущество, находящееся в собственности заявителя, расположенное по адресам: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д. 139Г/1, Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д. 139Г/2 - гараж, общей площадью 42,24 кв. м, гараж общей площадью 83,9 кв. м, нежилое здание – автомойка, общей площадью 88,8 кв.м, нежилое здание – дом для охранника общей площадью 11,7 кв. м. и сооружение – ограждение автостоянка, протяженностью 185,91 м. В гараже на первом этаже располагается шиномонтаж, на втором этаже – офис, во втором гараже находится котельная на дровах.

В результате проверки, проведенной в присутствии предпринимателя, сотрудниками Министерства были установлены нарушения природоохранного законодательства.

Административным органом составлен акт № 14 от 11.11.2013 (л.д. 40-42), в котором указано, что отходы - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные (брак) и мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), относятся, соответственно, к 1 и 4 классу опасности. На данные опасные отходы предпринимателем паспорта опасных отходов не разработаны. Договоры со специализированными организациями на размещение и обезвреживание отходов производства и потребления у ИП Никончука Л.В. отсутствуют. Предпринимателем не организованы места сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, установлено размещение отходов производства и потребления (шлама) на почве.

С актом предприниматель ознакомлен, копия акта вручена предпринимателю в день его составления, о чем свидетельствует подпись на последней странице документа (л.д. 42).

По результатам внеплановой выездной проверки Комитетом по охране окружающей среды составлены протоколы об административных правонарушениях от 11.11.2013, в том числе № 14/2-П о правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 28-39). Копии указанных протоколов предприниматель получил.

Управлением было выдано ИП Никончуку Л.В. предписание от 11.11.2013 № 14-2 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды в сроки до 01.12.2013 и 01.04.2014 (л.д. 52).

В связи с неисполнением предписания, постановлением от 09.01.2014 № 368-м ИП Никончук Л.В. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.(л.д. 22-24).

Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным и необоснованным, ИП Никончук Л.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявления, пришел к выводу о недоказанности заинтересованным лицом факта совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения и также усмотрел основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления о назначении административного наказания.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не находит.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные; II класс - высокоопасные; III класс - умеренно опасные; IV класс - малоопасные; V класс - практически неопасные.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее - Каталог), который представляет из себя перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.

В силу условий ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в числе прочего: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

Согласно пункту 3.10 СанПин 2.1.7.1322-03 малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.

Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одна из целей охраны земель - предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности п. 11 ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, указанными нормами права запрещены любые действия связанные с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в том числе с отходами потребления и невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Министерством установлено, что предприниматель не имеет приспособленного места для временного хранения ртутьсодержащих ламп, договор со специализированной организацией на утилизацию отходов 1 класса опасности не заключался, паспорт на спорный отход отсутствует.

Статьей 8.2 КоАП РФ  установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Часть 1 статьи 26.7 Кодекса устанавливает, что документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

        Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Судом установлено, что предпринимательская деятельность по ремонту и обслуживанию автомобилей в указанных помещениях заявителем осуществляется. В процессе производственной деятельности могут образовываться опасные

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу n А07-19516/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также