Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу n А76-8552/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-9838/2014

г. Челябинск

 

06 ноября 2014 года

Дело № А76-8552/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу страхового открытого акционерного общества «Военно-страховая компания» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 июля 2014 года по делу №А76-8552/2014 (судья Белякович Е.В.).

В судебном заседании приняли участие представители:

страхового открытого акционерного общества «Военно-страховая компания» - Евстифеев А.В. (паспорт, доверенность от 16.01.2014 №1Д-21);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Долгополова К.А. (служебное удостоверение, доверенность №31 от 11.04.2014).

Страховое открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (далее - заявитель, СОАО «ВСК», общество, страховая компания) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС, антимонопольный орган, управление) о признании недействительными решения и предписания от 03.04.2014 № 114-ж/2014 в части признания незаконным допуска общества к участию в торгах.

Определениями суда от 18.04.2014 и 20.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Челябинской области (далее - Россельхознадзор), открытое акционерное общество «АльфаСтрахование» в лице Южно-Уральского филиала (далее - ОАО «АльфаСтрахование»).

Решением суда от 14 июля 2014 года (резолютивная часть объявлена 07 июля 2014 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Страховая компания, не согласившись с таким решением, обжаловала его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление общества.

В обоснование доводов жалобы заявитель сослался на ст. 43 Федерального закона от 04.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и судебную практику по делу №А76-689/2012, из которых следует, что восполнение заявки недостающими документами (отсутствующими в момент подачи заявки) является не изменение, а дополнение заявки, законом не предусмотренным.

По мнению СОАО «ВСК» что суд не учел, что общество при подаче заявки уже приложило платежное поручение об обеспечении заявки, по которому денежные средства были перечислены на счет заказчика. Копия данного платежного поручения была заверена СОАО «ВСК» - оно являлось джействительным, оформленным в полном соответствии с Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации о безналичных расчетах в Российской Федерации, поэтому было принято к исполнению Сбербанком России. Впоследствии страховая компания указанное платежное поручение заменила на точно такое же поручение, только заверенное самим банком.

Поскольку платежное поручение изначально было в составе заявки, замена данного платежного поручения на точно такое же платежное поручение, только заверенное не СОАО «ВСК», а Сбербанком России, является изменением заявки, а не дополнением ее новым ранее отсутствовавшим в ней документом.

Общество полагает, что управлению и суду аналогичным образом следовало расценивать изменение к заявке, содержащее справку о соответствии обязательным требованиям законодательства, с указанием идентификационных номерах налогоплательщика (далее - ИНН) - учредителей, членов коллегиального органа и генерального директора СОАО «ВСК». Указанная справка изначально была в составе заявки и содержала сведения о заявителе. Впоследствии эта справка была заменена на другую, в которой были добавлены сведения об ИНН учредителей, членов коллегиального органа и генерального директора СОАО «ВСК».

Поскольку справка о соответствии обязательным требованиям законодательства изначально была в составе заявки, ее замена на точно такую же справку, только с указанием ИНН учредителей, членов коллегиального органа и генерального директора СОАО «ВСК», ни при каких условиях не может являться дополнением заявки (восполнением заявки недостающими документами), а является изменением заявки, предусмотренным ст. 43 Закона №44-ФЗ.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд не сослался ни на одну норму материального права, запрещающую СОАО «ВСК» вносить изменения в ранее имеющиеся в заявке документы.

По мнению страховой компании, суд не учел, что в ст. 43 Закона №44-ФЗ не установлено абсолютно никаких исключений и изъятий из права участника закупки вносить изменения в заявку. Единственное условие, вытекающее из смысла данной статьи, и основанное на буквальном толковании понятия (изменение», связано с тем, что документ, в который вносится изменение, должен изначально присутствовать в заявке, то есть не быть новым. Иное толкование ст. 43 Закона №44-ФЗ означало бы умаление и фактическое «сведение на нет» права участника закупки на изменение заявки. По логике антимонопольного органа, любое изменение заявки является ее дополнением, поскольку всегда содержит какую-то новую ранее отсутствующую информацию (иначе не было бы смысла вносить изменение в заявку).

Управлением представлен письменный отзыв на жалобу общества, по мотивам которого ее доводы отклонены. УФАС укало, что предоставление участником закупки документов и сведений, ранее отсутствовавших в заявке (в том числе документов, соответствующих требованиям конкурсной документации), под видом изменения заявки, не соответствует требованиям ст. 43 Закона №44-ФЗ, поскольку является дополнением заявки на участие в конкурсе и одним из признаков злоупотребления участником закупки правом, предоставленным ст. 43 Закона №44-ФЗ, препятствует развитию добросовестной конкуренции при проведении конкурса.

Россельхознадзором в материалы дела представлено письменное мнение по апелляционной жалобе страховой компании, из которого следует, что поскольку первоначальная заявка общества уже содержала документы, которые были изменены СОАО «ВСК» до истечения срока подачи заявок, следовательно изменения к заявке являются действительными в силу ст. 43 Закона №44-ФЗ - на основании этого единой комиссией принято решение о соответствии заявки СОАО «ВСК» требованиям Закона №44-ФЗ и конкурсной документации, и допуске заявителя к участию в конкурсе.

ОАО «АльфаСтрахование» отзыв на жалобу заявителя не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте - Россельхознадзор и ОАО «АльфаСтрахование» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 28.02.2014 на сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком (Россельхознадзор) размещено извещение № 0369100038314000002 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Россельхознадзора в соответствии с Законом № 44-ФЗ (т. 2, л.д. 5-7).

На участие в конкурсе подано шесть заявок от участников конкурса, в том числе от СОАО «ВСК» и ОАО «АльфаСтрахование» (т. 6, л.д. 5).

По результатам рассмотрения и оценки заявок 26.03.2014 комиссия признала заявку участника СОАО «ВСК» соответствующей требованиям как Закона № 44-ФЗ, так и конкурсной документации, и допустила к участию в конкурсе; заявка ОАО «АльфаСтрахование» отклонена от участия в конкурсе в связи с несоответствием заявки требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации на основании ч. 3 ст. 53 Закона № 44-ФЗ; победителем конкурса признано СОАО «ВСК», заявка которого поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, что отражено в протоколе № 0369100038314000002-2К (т. 6, л.д. 10-19).

27 марта 2014 года в антимонопольный орган от ОАО «АльфаСтрахование» поступила жалоба на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса, в которой указано, что конкурсная комиссия неправомерно отказала ему в участии в конкурсе, признав заявку несоответствующей требованиям конкурсной документации по основанию, указанному в протоколе от 26.03.2014, а также, что заявка СОАО «ВСК» неправомерно признана решением конкурсной комиссии соответствующей требованиям конкурсной документации (т. 1, л.д. 131-133).

По результатам рассмотрения жалобы ОАО «АльфаСтрахование» антимонопольным органом принято решение № 114-ж/2014 от 03.04.2014, которым жалоба ОАО «АльфаСтрахование» на действия конкурсной комиссии в части отказа в допуске ОАО «АльфаСтрахование» к участию в конкурсе признана необоснованной, а в части допуска СОАО «ВСК» к участию в конкурсе - обоснованной (т. 1, л.д. 26-31).

Предписанием № 114-ж/2014 от 03.04.2014 предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе (т. 1, л.д. 32-33).

Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа в части признания незаконным допуска СОАО «ВСК» к участию в торгах не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку требования закона и конкурсной документации, предъявляемые к документу, подтверждающему внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, и полноте информацию об участнике открытого конкурса, при подаче заявки на участие в открытом конкурсе СОАО «ВСК» не соблюдены, заявка не может быть признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ, конкурсной документации и, как следствие, надлежащей.

По смыслу действующего законодательства о контрактной системе участникам конкурса не предоставлено право вносить изменения в ненадлежащую заявку в целях восполнения изначально имеющих место быть недостатков и таким образом приводить заявку на участие в конкурсе в соответствие с требованиями Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации.

Изначальное представление обществом копии платежного поручения, заверенной Челябинским филиалом СОАО «ВСК», без отметок банка, и справки о соответствии обязательным требованиям законодательства, в которой отсутствовали сведения, предусмотренные подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона №44-ФЗ, а в последующем представление платежного поручения с отметками банка о проведении платежа и справки о соответствии обязательным требованиям законодательства, в которую добавлен пункт 10, содержащий сведения, предусмотренные подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона №44-ФЗ, свидетельствует о том, что СОАО «ВСК» представило новые (дополнительные) документы, ранее отсутствовавшие в заявке.

При установленных в рамках настоящего дела конкретных обстоятельствах дополнительно поданные документы не приобретали статус изменения заявки, поскольку первоначальная заявка не содержала всех требуемых законом документов, то есть была оформлена ненадлежащим образом и не могла быть допущена к участию в конкурсе.

Процедура дополнения комплекта документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе (восполнения недостающих документов), законом не предусмотрена.

Оценив в порядке ст. 71, 198, 200, 201 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, постановления и (или) действий (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона № 44-ФЗ).

В ст. 24 Закона № 44-ФЗ среди прочих конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) назван открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Положениями ст. 51 Закона № 44-ФЗ предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).

Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ), а также документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу n А76-8242/2010. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также