Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу n А14-6023/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 января 2014 года                                            Дело №А14-6023/2013

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2014 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                    Миронцевой Н.Д.,

судей                                                                  Протасова А.И.,

                                                                            Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,

при участии:

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области: Мещерякова М.В., представитель по доверенности № 68/06 от 15.01.2014, паспорт;

от закрытого акционерного общества «Промтекстиль»: Стариков А.А., представитель по доверенности № 161/13 от 09.09.2013, паспорт,

        рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Промтекстиль» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.11.2013 по делу № А14-6023/2013 (судья В.М. Шишкина) по заявлению закрытого акционерного общества «Промтекстиль» (ОГРН 1023601566010) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области (ОГРН 1043600077762) о признании незаконным и отмене постановления,

 

 УСТАНОВИЛ:

        

       

Закрытое акционерное общество «Промтекстиль» (далее – ЗАО «Промтекстиль», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Управления от 29.05.2013 №141 о привлечении ЗАО «Промтекстиль» к административной ответственности по статье 8.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 11 000 руб. 00 коп.

Решением суда от 12.11.2013 признано незаконным и изменено оспариваемое постановление административного органа в части наложения административного штрафа в размере 11 000 рублей, применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

  Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что Управлением допущены грубые нарушения при проведении проверки, неправильно применены нормы материального права.

   В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В адрес Управления 27.03.2013 поступило письмо ООО «РВК-Воронеж» с приложением акта отбора проб, протокола КХА, исх. №3375/13 от 27.03.2013 о результатах исследования проб сточных вод предприятий – абонентов, в том числе ЗАО «Промтекстиль» (т.1 л.д.95).

Исходящим от 28.03.2013 №1815/03 Общество уведомлено о необходимости явки 10.04.2013 для составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.86-88).

Управлением 10.04.2013 составлен протокол № 46-03 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15. КоАП РФ (т.1 л.д.89-93).

Как указано в протоколе об административном правонарушении, согласно результатам КХА проб сточных вод, произведенных в рамках производственного контроля специалистами ООО «РВК-Воронеж» и направленных в адрес Управления Росприроднадзора по Воронежской области письмом (исх. № 3375/13 от 27.03.2013) установлено, что ЗАО «Промтекстиль» осуществлял сброс сточных вод в городскую канализацию ООО «РВК-Воронеж» с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных постановлением администрации города Воронежа № 129 от 09.02.1995 «Об утверждении норм предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязнений, содержащихся в сточных водах, направленных в городскую канализацию»: протокол № 19/1 от 18.02.2013 (дата отбора: 11.02.2013; № 19 – сточная вод, поступающая в горканализацию (контрольный колодец ул. Текстильщиков, 5) по содержанию: меди в 7,5 раз, цинка в 4,5 раза, нитрита иона – в 5,32 раза.

При этом, указано, что Обществом нарушены часть 1 статьи 34, части 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункты 64, 88, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167.

Государственным инспектором административного органа 29.05.2013 вынесено постановление № 141, которым  ЗАО «Промтестиль» привлечено к административной ответственности по статье 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

ЗАО «Промтекстиль» не согласилось с указанным постановлением, что и послужило основанием для обращения в суд с указанными требованиями.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 8.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

Цель данной статьи - охрана водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств как необходимого условия обеспечения безопасности населения и территорий, рационального использования водных ресурсов, а также поддержание надлежащего порядка эксплуатации гидротехнических объектов.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.

Предмет - водохозяйственные и водоохранные сооружения и устройства, т.е. водопроводяшие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения, как объединенные, так и не объединенные в гидроузлы; гидротехнические сооружения, т.е. плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, и другие сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, например несоблюдении сроков контроля за состоянием гидротехнических сооружений, непринятии мер по своевременному их ремонту, предотвращению аварийных ситуаций, в размещении в накопителях иных по качественному составу отходов в отличие от предусмотренных техническими условиями, превышении объемов жидких отходов в накопителях, иных нарушениях обеспечения допустимого уровня аварий гидротехнических сооружений, непредставлении декларации безопасности гидротехнического сооружения и т.п.

Субъектом вменяемого заявителю административного правонарушения является лицо, осуществляющее   эксплуатацию водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно части 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с частью 2 статьи 39 указанного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила № 167).

В пункте 61 Правил № 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Согласно пункту 63 Правил № 167 в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.

Из пункта 64 Правил № 167 следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

Пунктом 88 Правил № 167 также предусмотрена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил.

Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно пункту 65 Правил № 167 осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Ответственность, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам, несет абонент (пункт 93 Правил № 167).

Приказом Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее – Правила № 168).

Как следует из предисловия целью данных Правил является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения.

Согласно пункту 1.1.1 Правила № 168 регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.

Пунктом 1.1.4 ПТЭ установлено, что данные Правила обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм и действуют на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе, мотивированное решение по делу.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 Собранными административным органом доказательствами  по мнению  апелляционной коллегии,  не

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу n А36-3893/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также