Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу n А08-1209/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

24 июля 2014 года                                                          Дело № А08-1209/2014

г. Воронеж                                                                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2014 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Андреещевой Н.Л.,

судей                                                                                     Афониной Н.П.,

                                                                                               Владимировой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барбашиной М.С.,

при участии:

от Казенного учреждения Чувашской республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики»: представитель не явился, извещено надлежащим образом;

от индивидуального предпринимателя Морщанского Олега Александровича: (до перерыва) Гармашева Александра Альбертовича, представителя по доверенности б/н от 01.04.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Казенного учреждения Чувашской республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики» на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.04.2014 по делу № А08-1209/2014 (судья Бережной С.А.) по исковому заявлению Казенного учреждения Чувашской республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ИНН 2130024126, ОГРН 1072130011821) к индивидуальному предпринимателю Морщанскому Олегу Александровичу (ИНН 312300145608, ОГРН 304312336500242) о взыскании 144 103 руб. 78 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Казенное учреждение Чувашской республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее – КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к индивидуальному предпринимателю Морщанскому Олегу Александровичу (далее – ИП Морщанский О.А., ответчик) о взыскании ущерба по акту № 2-254 от 13.04.2013 в сумме 144 103 руб. 78 коп.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 29.04.2014 в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме.

Не согласившись с указанным судебным актом, КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Белгородской области от 29.04.2014, в связи с чем, просит его отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии ссылается на неправильное применение арбитражным судом области норм материального права к данному спору. Также заявитель апелляционной жалобы полагает неправомерным вывод суда первой инстанции о необходимости для возмещения ущерба наличия протокола об административном правонарушении, свидетельствующего о совершении водителем административного правонарушения. Кроме того, заявитель указывает на несоответствие вывода суда первой инстанции об отсутствии сведений о размещении информации о введении временных ограничений фактическим обстоятельствам дела.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы не явился.

Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения истца о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Представитель ИП Морщанского О.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал обжалуемое решение законным и обоснованным.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 17.07.2014 (12.07.2014 и 13.07.2014 – выходные дни).

В продолженное судебное заседание представители сторон не явились.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.04.2014 – без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 13.04.2012 сотрудниками службы весового контроля КУ «Чувашупрдор» Минстроя Чувашии во исполнение Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 № 586 «О создании передвижных пунктов весового контроля на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике» в ходе осуществления весового контроля на 44+080 км автодороги «Чебоксары-Сурское» было выявлено превышение осевой нагрузки при перевозке груза при отсутствии специального разрешения транспортным средством - автомобилем MAN 1Н224 государственный регистрационный номер (далее – г.р.н.) Н 123 АН 31, принадлежащим ИП Морщанскому О.А., под управлением водителя Чаусова С.В., по маршруту движения: г. Казань - г. Воронеж.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2008 № 132 «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике» автодороги «Чебоксары-Сурское (до границы Ульяновской области» (протяженность 194 км) и автодорога «а/д «Вятка» до выхода на а/д «Волга» (протяженность - 21 км), по которым проходил маршрут транспортного средства MAN 1Н224 г.р.н. Н 123 АН 31: г.Казань - г.Воронеж, являются автодорогами регионального значения в Чувашской Республике.

По результатам проведения указанного весового и габаритного контроля составлен акт № 2-254 от 13.04.2013 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

Согласно акту № 2-254 от 13.04.2013 выявлены следующие нарушения:

- превышение нагрузки на 1-ой оси составило 2,16 т, что равно 36% (при допустимой 6,0 т, фактическая составила 8,16т);

- на 2-ой оси - 4,28 т, что равно 71,33% (при допустимой 6,0 т, фактическая составила 10,28т).

Как следует из содержащейся в акте № 1 от 13.04.2013 информации, зафиксированной ведущим специалистом - экспертом дорожного хозяйства Федуловым К.В. и специалистом - экспертом дорожного хозяйства Бересновым Е.Н., от подписи в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 2-254 от 13.04.2013 водитель Чаусов С.В. отказался.

Поскольку ответчиком не было предъявлено специального разрешения на перевозку грузов выше допустимой нагрузки в соответствии с действующим законодательством, истец полагает, что автомобильной дороге регионального значения в Чувашской Республике был нанесен вред на сумму 144 103 руб. 78 коп.

В связи с тем, что причиненный ущерб автомобильной дороге регионального значения в Чувашской Республике ответчиком не был возмещен, истец КУ «Чувашупрдор» Минстроя Чувашии обратился в Арбитражный суд Белгородской области с рассматриваемыми исковыми требованиями.

Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных истцом требований и отказе в полном объеме в их удовлетворении.

Суд апелляционной инстанции полагает, что вышеуказанные выводы арбитражного суда области являются правомерными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что к одному из способов защиты гражданских прав относится возмещение убытков.

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Как следует из статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Пунктами 1 и 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Реализация такого способа защиты как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности.

Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.

Обращаясь в суд первой инстанции с рассматриваемыми исковыми требованиями, КУ «Чувашупрдор» Минстроя Чувашии указывало на то, что ИП Морщанский О.А. должен возместить вред в размере 144 103 руб. 78 коп., причиненный его транспортным средством MAN 1Н224 г.р.н. Н 123 АН 31, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге регионального значения в Чувашской Республике.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Статьей 29 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог (пункт 3 части 6 статьи 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов регулируется Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996 (Зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 № 1146), в редакции от 24.07.2012.

В силу частей 8 и 9 статьи 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда,

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу n А64-8396/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также